АРХАНГЕЛЬСК РОК-МУЗЫКА
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEidggSG5ZBGgGpoh5hIsJUWDcWsGEUvxiV1PMEvr3A0ysCCINli8nfEIGzQC5Renm877lm2WJ1Wi-antMwOhZGcoR74b_sSEBPW2-mcSzk01t3WMy45ICJbSkAhXYbb9PbujY-veUInLon3/s1600/asunt.jpg)
История рок-движения в Архангельске начинается с 1976, хотя и до того под влиянием мощной рок-волны, шедшей с Запада, были группы, игравшие на самодельных инструментах английские песенки. Предпринимались и попытки написания песен на русском языке. Носившее подражательный характер, творчество молодых рокеров было разрозненно и стихийно. Они практически ничего не знали друг о друге, как ничего не знала о них и широкая публика.
В 1976 в Архангельском ДК строителей сформировано первое рок-объединение, носившее название "Ритмы века". Во главе рок-движения длительное время находился Николай Харитонов. Первой акцией молодого рок-товарищества стало приглашение никому тогда не известной МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. В 1977 "Ритмы века" преобразованы в рок-союз "Норд". Тогда же проведен первый фестиваль, показавший, что в городе есть свой рок, и только. Наибольший успех, как правило, выпадал на долю приезжих музыкантов, которых приглашал для концертов рок-союз: АКВАРИУМ, А. Градский, ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, МАГНЕТИК БЭНД, АРАКС, ЗОДИАК (Москва). Разумеется, общение с музыкантами, которые стояли у истоков отечественного рока, не прошло бесследно для людей, по-настоящему влюбленных в эту музыку. К 1980 в городе сформировалось ядро рок-движения. На фестивале 1980 уверенно заявили о себе музыканты ВРЕМЕН ГОДА и ЛАБИРИНТА, сказала свое слово интересная группа НЕТ, делала первые шаги СВЯТАЯ ЛУИЗА. Но это было только начало.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhJak-w7NYRqJNMAQDNXJd2sk-13dDNfjJhLQ0qekJYin5SyKaR12BQXRRacUwdKABSyKKRBmQ1NaWB3NkEq-vi7LGy3XW6pAJsaWpHhYc5DyXc7vMMWgL2xnjr33lVXZZ6nkUKjw1DBz6z/s1600/aquar.jpg)
• Аквариум в Архангельске, 1982
К фестивалю 1982 определились силы, которые по сей день являются гордостью архангельского рока. На этом, 4-м по счету, фестивале архангельская публика впервые смогла познакомиться с группой ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД. Успеху группы во многом способствовал дуэт клавишника Александра Суханова и бас-гитариста Андрея Лукина. Они же помогали на выступлениях не менее известной группе СЦЕНА: Сергей Подьяков (вокал, гитара), Игорь Кошкин (гитара), Константин Лапшин (саксофон, флейта), Владимир Аброскин (ударные). Благодаря прекрасным текстам и удачным музыкальным решениям СЦЕНА долгое время являлась лидером рок-движения в Архангельске. Другой лидер — ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ — планировал принять участие в фестивале, но по разным причинам его первое выступление состоялось лишь в 1987. Говоря о роке начала 80-х, невозможно не упомянуть СВЯТУЮ ЛУИЗУ — живой хардовый символ архангельского рока. Костяк группы составляют гитарист и вокалист Владимир Будник и бас-гитарист Андрей Ильичев.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj_qKWVRBJkqdSOT4yPvhQsp95_gI1eVTsHzTRPbPbloK3OShZFfv2-axpFKE6caDe-ciwpdL0WpKdl-MlcPoK2y_giLl70WGUejF3fXd5PB16K__WVD0bUXErDSeZ9xzDd9-Ea6tVyY8tE/s1600/SVL.jpg)
• Святая Луиза
Фестиваль 1982 дал жизнь многим новым командам, но для архангельского рока наступили 5 лет неопределенности, разочарований и гонений со стороны всевозможных органов власти. Конечно, жизнь продолжалась и после фактического прекращения существования рок-союза "Норд". Записала магнитофонный альбом "Сезон дождей" группа СЦЕНА, каждый год радовал новым магнитофонным альбомом ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, проходили редкие концерты лучших групп Архангельска, но в целом это существование можно сравнить с творческим анабиозом.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi8KpI3AQmXgz4LF6ZDmDGqtf7jV7_WKCOj_URonT5jQT2iWqai23f8PV3aUW7-fKLT-ohvv5BJ-TOKYx1c-QAYUycaYfjvmXt3ue487Su0t_nOdC0UZDo2wohyphenhyphenVJII0fbdOT-u4g7zvp23/s1600/OK.jpg)
• Облачный Край
Некоторое оживление внесла подготовка в 1984 к V рок-фестивалю, состоявшемуся 3 годами позже. Впервые заявили о себе начинающие АУТОДАФЕ и ЛАБОРАТОРИЯ. Симпатии поклонников хард-рока завоевал НОКАУТ во главе с талантливым вокалистом и виртуозным гитаристом Александром Коптевым. Предварительные прослушивания показали, что рок в Архангельске сейчас как никогда силен. Но сильнее его оказалась бюрократическая машина, на время парализовавшая рок-движение в городе.
Настоящим праздником стал для архангельских рокеров V рок-фестиваль, проходивший 28 февр. — 1 марта 1987 в ДК завода "Красная кузница" — новом доме возрожденного рок-клуба. Открытием фестиваля стал джаз-роковый БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР, организованный музыкантами СЦЕНЫ И. Кошкиным и К. Лапшиным. Кроме музыкантов, в нем участвует группа сценического действа.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgUMtF5JmDMb29WNl7AzqM7x4i4NNQct44mbmJQwRpsFXHcj7P2p2mFs-p1ivnAAsZGaptwavbXLAb__dpDnjkyHiAgyuQIOyvyF65rr2bd0JGp661t6ahtG-ln05YcHQV7y3k5O1TUYPL1/s1600/BI.jpg)
• Блюз-Инспектор
Многим запомнилось яркое хэви-шоу АУТОДАФЕ, выступившего в составе: Алексей Булыгин (лидер-гитара), Дмитрий Леонтьев (ударные, ныне вокал), Андрей Карельский (вторая лидер-гитара, ЛАБОРАТОРИЯ) и Андрей Лукин (бас, ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД, СЦЕНА, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ). Неплохо прозвучало выступление рок-барда Сергея Хохрякова. Но самым сильным был музыкальный блок с легендарным ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ и не менее легендарной ленинградской АЛИСОЙ. Для ОК это было первое и, пожалуй, самое удачное во всей их истории выступление.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgzxJBgbZFPi5OI_4t1eBkbR8pSFVDh_NAgm2iq4mD31kdvSWm76YO3cI4fMxFPjhVLEvWRAs3EF7yTzUBb98zy6iPL4aoWYfannfStBCV9qTuTIx3KrkMB40EqySaAUYnd1aCS7QQkknSh/s1600/AU.jpg)
• Аутодафе
После V фестиваля для архангельского рок-клуба наступили золотые дни. Многочисленные концерты и фестивали, интерес, порой не очень лестный, со стороны средств массовой информации, гастрольные поездки — все это способствовало росту популярности архангельского рока, с одной стороны, и пресыщению архангельской публики, с другой.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh2e-m8YASpk71oTN9KFpV7-AGE9ZDe5lbgKNYwVhaZJYRAR8r_OEKanHPl5maqioutw7an231dqI2-Izx_DL8aqmGzueIvd5aCOKLQS0hn5K6MV13EToZ5E0IjAam0_m7MyewOnJHMB9VW/s280/Club.jpg)
Летний фестиваль 1988 проходил при неполных залах. Из 19 команд, участвовавших в фестивале, только 4 были хорошо известны широкой публике. Не участвовали в фестивале ОК и БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР. Музыкально и коммерчески грамотные программы показали АУТОДАФЕ и ВРЕМЯ X, ТОР и РАВЕЛИН (продукт распада НОКАУТА). Удачно выступили молодые группы ШТУРМ, М'АРТ, ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИ. Приз зрительских симпатий завоевали нововолновые северодвинские МЕНЕСТРЕЛИ.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg3QlEkikRVeRYyrFMAdO8I315diwGOmeEOvbHJ4wvuBznfdZgWw8h2TMpVtgtElOR4V5svbFk9HsOo05ncDZ3gJNNTjrvSw8XZy8jqn9eA_q96buuIrOa5XL6Enly3H9vp2BUnN3MVm1Ic/s1600/Ravel.jpg)
• Равелин
Конец 1988 и начало 1989 ознаменовались рок-десантом в Архангельск известных ленинградских групп. Открытие сезона 1988—1989 прошло крайне неудачно, и, за исключением гастролей некоторых групп в другие города, архангельский рок-клуб знать о себе не давал.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhcfvgFzjTxSIJwcBQrQ_OSgsDVeQqv2PH8eS0izJYLmEgmR_3pbweHatuZYFIQhgqXcbviImLMyCVpNDznOFrgMjgq4T7y1FMMNx_4zQ-J_eNJAbwzjmpVib1daUPTd19zXarCFdaH64or/s1600/001.jpg)
Все события, происходящие в архангельском роке, а также важнейшие события в мировой рок-музыке отражаются на страницах журнала "Северок", выходящего с 1987 раз в квартал. Первые 6 номеров — в машинописном варианте. Сейчас журнал объемом 60 с. выходит тиражом 1000 экз. и имеет более 700 подписчиков в различных городах СССР. Кроме "Северка" вышел первый номер атласа архангельской рок-культуры "Норд".
В 1976 в Архангельском ДК строителей сформировано первое рок-объединение, носившее название "Ритмы века". Во главе рок-движения длительное время находился Николай Харитонов. Первой акцией молодого рок-товарищества стало приглашение никому тогда не известной МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. В 1977 "Ритмы века" преобразованы в рок-союз "Норд". Тогда же проведен первый фестиваль, показавший, что в городе есть свой рок, и только. Наибольший успех, как правило, выпадал на долю приезжих музыкантов, которых приглашал для концертов рок-союз: АКВАРИУМ, А. Градский, ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, МАГНЕТИК БЭНД, АРАКС, ЗОДИАК (Москва). Разумеется, общение с музыкантами, которые стояли у истоков отечественного рока, не прошло бесследно для людей, по-настоящему влюбленных в эту музыку. К 1980 в городе сформировалось ядро рок-движения. На фестивале 1980 уверенно заявили о себе музыканты ВРЕМЕН ГОДА и ЛАБИРИНТА, сказала свое слово интересная группа НЕТ, делала первые шаги СВЯТАЯ ЛУИЗА. Но это было только начало.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhJak-w7NYRqJNMAQDNXJd2sk-13dDNfjJhLQ0qekJYin5SyKaR12BQXRRacUwdKABSyKKRBmQ1NaWB3NkEq-vi7LGy3XW6pAJsaWpHhYc5DyXc7vMMWgL2xnjr33lVXZZ6nkUKjw1DBz6z/s1600/aquar.jpg)
• Аквариум в Архангельске, 1982
К фестивалю 1982 определились силы, которые по сей день являются гордостью архангельского рока. На этом, 4-м по счету, фестивале архангельская публика впервые смогла познакомиться с группой ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД. Успеху группы во многом способствовал дуэт клавишника Александра Суханова и бас-гитариста Андрея Лукина. Они же помогали на выступлениях не менее известной группе СЦЕНА: Сергей Подьяков (вокал, гитара), Игорь Кошкин (гитара), Константин Лапшин (саксофон, флейта), Владимир Аброскин (ударные). Благодаря прекрасным текстам и удачным музыкальным решениям СЦЕНА долгое время являлась лидером рок-движения в Архангельске. Другой лидер — ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ — планировал принять участие в фестивале, но по разным причинам его первое выступление состоялось лишь в 1987. Говоря о роке начала 80-х, невозможно не упомянуть СВЯТУЮ ЛУИЗУ — живой хардовый символ архангельского рока. Костяк группы составляют гитарист и вокалист Владимир Будник и бас-гитарист Андрей Ильичев.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj_qKWVRBJkqdSOT4yPvhQsp95_gI1eVTsHzTRPbPbloK3OShZFfv2-axpFKE6caDe-ciwpdL0WpKdl-MlcPoK2y_giLl70WGUejF3fXd5PB16K__WVD0bUXErDSeZ9xzDd9-Ea6tVyY8tE/s1600/SVL.jpg)
• Святая Луиза
Фестиваль 1982 дал жизнь многим новым командам, но для архангельского рока наступили 5 лет неопределенности, разочарований и гонений со стороны всевозможных органов власти. Конечно, жизнь продолжалась и после фактического прекращения существования рок-союза "Норд". Записала магнитофонный альбом "Сезон дождей" группа СЦЕНА, каждый год радовал новым магнитофонным альбомом ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, проходили редкие концерты лучших групп Архангельска, но в целом это существование можно сравнить с творческим анабиозом.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi8KpI3AQmXgz4LF6ZDmDGqtf7jV7_WKCOj_URonT5jQT2iWqai23f8PV3aUW7-fKLT-ohvv5BJ-TOKYx1c-QAYUycaYfjvmXt3ue487Su0t_nOdC0UZDo2wohyphenhyphenVJII0fbdOT-u4g7zvp23/s1600/OK.jpg)
• Облачный Край
Некоторое оживление внесла подготовка в 1984 к V рок-фестивалю, состоявшемуся 3 годами позже. Впервые заявили о себе начинающие АУТОДАФЕ и ЛАБОРАТОРИЯ. Симпатии поклонников хард-рока завоевал НОКАУТ во главе с талантливым вокалистом и виртуозным гитаристом Александром Коптевым. Предварительные прослушивания показали, что рок в Архангельске сейчас как никогда силен. Но сильнее его оказалась бюрократическая машина, на время парализовавшая рок-движение в городе.
Настоящим праздником стал для архангельских рокеров V рок-фестиваль, проходивший 28 февр. — 1 марта 1987 в ДК завода "Красная кузница" — новом доме возрожденного рок-клуба. Открытием фестиваля стал джаз-роковый БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР, организованный музыкантами СЦЕНЫ И. Кошкиным и К. Лапшиным. Кроме музыкантов, в нем участвует группа сценического действа.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgUMtF5JmDMb29WNl7AzqM7x4i4NNQct44mbmJQwRpsFXHcj7P2p2mFs-p1ivnAAsZGaptwavbXLAb__dpDnjkyHiAgyuQIOyvyF65rr2bd0JGp661t6ahtG-ln05YcHQV7y3k5O1TUYPL1/s1600/BI.jpg)
• Блюз-Инспектор
Многим запомнилось яркое хэви-шоу АУТОДАФЕ, выступившего в составе: Алексей Булыгин (лидер-гитара), Дмитрий Леонтьев (ударные, ныне вокал), Андрей Карельский (вторая лидер-гитара, ЛАБОРАТОРИЯ) и Андрей Лукин (бас, ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД, СЦЕНА, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ). Неплохо прозвучало выступление рок-барда Сергея Хохрякова. Но самым сильным был музыкальный блок с легендарным ОБЛАЧНЫМ КРАЕМ и не менее легендарной ленинградской АЛИСОЙ. Для ОК это было первое и, пожалуй, самое удачное во всей их истории выступление.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEgzxJBgbZFPi5OI_4t1eBkbR8pSFVDh_NAgm2iq4mD31kdvSWm76YO3cI4fMxFPjhVLEvWRAs3EF7yTzUBb98zy6iPL4aoWYfannfStBCV9qTuTIx3KrkMB40EqySaAUYnd1aCS7QQkknSh/s1600/AU.jpg)
• Аутодафе
После V фестиваля для архангельского рок-клуба наступили золотые дни. Многочисленные концерты и фестивали, интерес, порой не очень лестный, со стороны средств массовой информации, гастрольные поездки — все это способствовало росту популярности архангельского рока, с одной стороны, и пресыщению архангельской публики, с другой.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh2e-m8YASpk71oTN9KFpV7-AGE9ZDe5lbgKNYwVhaZJYRAR8r_OEKanHPl5maqioutw7an231dqI2-Izx_DL8aqmGzueIvd5aCOKLQS0hn5K6MV13EToZ5E0IjAam0_m7MyewOnJHMB9VW/s280/Club.jpg)
Летний фестиваль 1988 проходил при неполных залах. Из 19 команд, участвовавших в фестивале, только 4 были хорошо известны широкой публике. Не участвовали в фестивале ОК и БЛЮЗ-ИНСПЕКТОР. Музыкально и коммерчески грамотные программы показали АУТОДАФЕ и ВРЕМЯ X, ТОР и РАВЕЛИН (продукт распада НОКАУТА). Удачно выступили молодые группы ШТУРМ, М'АРТ, ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИ. Приз зрительских симпатий завоевали нововолновые северодвинские МЕНЕСТРЕЛИ.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg3QlEkikRVeRYyrFMAdO8I315diwGOmeEOvbHJ4wvuBznfdZgWw8h2TMpVtgtElOR4V5svbFk9HsOo05ncDZ3gJNNTjrvSw8XZy8jqn9eA_q96buuIrOa5XL6Enly3H9vp2BUnN3MVm1Ic/s1600/Ravel.jpg)
• Равелин
Конец 1988 и начало 1989 ознаменовались рок-десантом в Архангельск известных ленинградских групп. Открытие сезона 1988—1989 прошло крайне неудачно, и, за исключением гастролей некоторых групп в другие города, архангельский рок-клуб знать о себе не давал.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhcfvgFzjTxSIJwcBQrQ_OSgsDVeQqv2PH8eS0izJYLmEgmR_3pbweHatuZYFIQhgqXcbviImLMyCVpNDznOFrgMjgq4T7y1FMMNx_4zQ-J_eNJAbwzjmpVib1daUPTd19zXarCFdaH64or/s1600/001.jpg)
Все события, происходящие в архангельском роке, а также важнейшие события в мировой рок-музыке отражаются на страницах журнала "Северок", выходящего с 1987 раз в квартал. Первые 6 номеров — в машинописном варианте. Сейчас журнал объемом 60 с. выходит тиражом 1000 экз. и имеет более 700 подписчиков в различных городах СССР. Кроме "Северка" вышел первый номер атласа архангельской рок-культуры "Норд".
А. Троицкий
"Рок-музыка в СССР:
Опыт популярной энциклопедии", 1990
"Рок-музыка в СССР:
Опыт популярной энциклопедии", 1990
Есть у меня по сию пору эта книга
ОтветитьУдалитьЯ пропустил в свое время. А потом денег не было. А потом уже и в продаже не было.
УдалитьЯ ее в библиотеке купил в конце 90-х,неликвиды продавали,тогда это уже мало кого интересовало
ОтветитьУдалить