пятница, 13 июня 2025 г.

Hubert Laws • Afro-Classic ℗ 1970

Исполнитель: Hubert Laws
Страна: USA
Название альбома: Afro-Classic
Год записи: 1970
Этикетка: CTI
Жанр: Jazz, Third Stream
Формат: FLAC
Габариты: 181 MБ
Хронометраж: 00:37:29
Доступ: Торрент

Пятый по счету полнометражный студийный диск в альбомном саквояже американского джазового флейтиста Хьюберта Лоза. Родился Хьюберт 10 ноября 1939 года в городе Хьюстоне. Подростком играл в школьном оркестре на флейте. Приобрел навыки джазовой импровизации, выступая с местной группой «Ракачивальщики» (The Swingsters), которая со временем переродилась в именитый ансамбль «Джазовые крестоносцы» (The Jazz Crusaders).
В 1960 году жизненные дорожки Хьюберта Лоза и «Крестоносцев» разошлись, как в море корабли, соблюдающие МППСС (Международные правила предупреждения столкновения судов в море). «Крестоносцы» продолжили свой поход за обретением традиционных джазовых ценностей, а Лоз получил стипендию Джульярдской музыкальной школы в Нью-Йорке и занялся изучением классической флейты под наставничеством маэстро Джулиуса Бейкера.

Свой первый долгоиграющий диск в качестве «джазгруппенфюрера» Хьюберт Лоз выпустил в 1964 году. Он назвал его «Законы джаза», остроумно обыграв свою фамилию в заголовке (слово «law» на натовском диалекте означает «закон»). Чувство юмора не оставило джазмена и при выпуске второго студпласта, который получил название «Подзаконные акты игры на флейте» (Flute-By-Laws). Отличная вывеска для пластинки, но я лично предпочел бы название «Флейтист в законе».

На третьем долгоиграющем опусе начатая на предыдущих работах традиция тонкого афроамериканского юмора была продолжена: пластинка именовалась «Следствие по делу Лоза» (Laws’ Case). Ну, а затем Хьюберт Лоз, стал серьезен, как никогда и отбросил былые шуточки в сторону: четвертое долгоиграющее полотно было озаглавлено: «Плакательная песня» (Crying Song) в честь, одноименной композиции «Пинк Флойд», выпущенной британской группой в 1969 году на пластинке «Ещё» (More). Как видим, за тридевять земель и за тридевять морей, американский джазмен был более чем в курсе самых модных тенденций «Хиппующего Лондона».

Музыкальный материал пятого альбома Хьюберта Лоза представлял собой эклектичную смесь фолк-рока, кино-эстрады и классической музыки 17-18 веков. Казалось соединить столь разрозненные звуковые флюиды в цельное полотно просто невозможно - уж слишком они раскиданы во времени и пространстве, но для Хьюберта Лоза, продюсера Крида Тейлора и аранжировщика Дона Себески, как выяснилось, такая немыслимая работа оказалась очень даже по плечу.

Если в рецепте «джаз+поп-музыка+классика» мы заменим ингредиент «джаз» роком, то в результате получим классический арт-рок, только в более профессиональном исполнении, хотя может быть с менее выразительной динамикой. А если добавим рок, не выкидывая в мусорную корзину джаз, то в нашем распоряжении будет то, что мы привыкли называть прогрессивным роком конца 60-х / начала 70-х. В данном случае речь идет именно о прогрессивном роке, а не о его трансгенной мутации именуемой жутким космополитизмом «прог». Как видим джаз, и рок шли примерно параллельными курсами, прежде чем нашли свое пересечение в стиле «джазовый сплав». Только за одним маленьким «но» - джазовые музыканты начали свои эксперименты по межвидовому скрещиванию на несколько лет раньше.

А как же «Битлз?», может спросить нетерпеливый читатель, жаждущий услышать очередные колкости в адрес феноменального ливерпульского квартета. Ну, что же let it be – будет вам и белка, будут и битлы. Когда речь заходит о новаторстве «Битлз» обычно упоминают, что они первыми использовали ситар и традиционные индийские гармонии в эстрадной музыке. Однако в джазе, и индийские гармонии, и ситар, и уд, и многие другие экзотические музыкальные инструменты Востока и Азии использовались задолго до того, как «жук Джордж» стал увлекаться восточной культурой и философией, с которыми его, кстати (а может быть некстати) познакомила Мона Бест, мама уволенного битлами накануне коммерческого успеха барабанщика Пита Беста.

Альбом «Афро-классика» был записан в 1970 году, стало быть, примерно в то же самое время, когда битлы выдавливали из себя в течение полугода свой пресловутый «Монастырский тракт», который отчего-то считается величайшим экспериментальным творением столетия, а затем вымучивали из последних сил финальные штрихи муторного диска «Let it Be». Тогда как, такое, куда как более сложное музыкальное произведение, как «Афро-классика» было записано всего лишь за две смены звукозаписи. А ведь джаз – это вам не твист на барабане стучать.

Если бы битлы не заносились в своем, выдуманном музыкальной прессой и хваткими воротилами шоу-бизнеса, гениальном величии, а реально относились к своему исполнительскому уровню, и умерив раздутое самомнение, прибегали бы к помощи джаз- и рок-профессионалов, то:
1) Могли бы записывать свои альбомы быстрее и вместо двух штук в год, выпускали бы три;
2) Альбомы «Битлз» были бы интересней, смелей и экспериментальней;
3) Ливерпульский квартет до сих пор существовал бы как группа (хотя нет – этого, как раз и не надо).
Ведь когда битлы распались, то никто из настоящих битлов, кроме дубль-МакКартни не стал организовывать новую группу, а на каждый новый сольный альбом приглашал опытных сессионных музыкантов. Такая вот друзья популярная джазовая классика. И никаких гвоздей, кроме инсектоцидов.


Tracks:
• 01. Fire and Rain 7:58
(James Taylor)
• 02, Allegro from Concerto No. 3 in D 3:47
(Johann Sebastian Bach)
• 03. Theme from Love Story 7:32
(Francis Lai)
• 04. Passacaglia in C Minor 15:14
(Johann Sebastian Bach)
• 05. Flute Sonata in F 3:17
(Wolfgang Amadeus Mozart)

Produced by Creed Taylor


Band:
- flute, electric flute (04)
Bob James - electric piano
Gene Bertoncini - guitar
Ron Carter - bass, electric cello (04)
Fred Waits - drums
Dave Friedman - vibraphone, vibes with fuzz pedal (01)
Richie "Pablo" Landrum - percussion
Airto Moreira - percussion
Fred Alston, Jr. - bassoon
Don Sebesky - arranger



Комментариев нет:

Отправить комментарий