понедельник, 9 июня 2025 г.

Uriah Heep • Return to Fantasy ℗ 1975

Исполнитель: Uriah Heep
Страна: UK
Название альбома: Return to Fantasy
Год записи: 1975
Этикетка: Essential Records
Жанр: Hard Rock
Формат: FLAC
Габариты: 460 MБ
Хронометраж: 00:57:46
Доступ: Торрент

Однажды в студеную зимнюю пору… Хотя нет, прошу прощения, это совсем из другой истории. Давным-давно, в незапамятные времена, когда верховная власть в лесу еще не была тоталитарно узурпирована зловредными жуками-короедами, и в нём ещё дышалось легко и привольно, главными моими музыкальными истуканами была британская пятерка дипно-пурпуловых, известная в меломанской среде под кодовым названием «Deep Purple».

Тогда все были без ума от «Дипа» и носились с ним, как с тисанной корбой. Ещё бы – ведь в начале семидесятых, на одной шестой красной земной тверди, это была самая «хипповая» музыка благословенной «застойной эпохи». Ныне, в террибельные времена расцвета капиталистического отстоя, прилагательное «хипповый», понятное дело, более уже не употребляется, поскольку хиппи всегда были за мир и любовь, и выступали против войны и власти денег. Милитаристам и прислужникам Мамоны, ярко окрашенное пацифистским альтруизмом словечко «хипповый» коробит слух, и они вырезали его своими тупыми ножницами из всех пиджинрашеновых словарей. Но тогда, в доколониальный период, выражения «хипповый клёш» или «хипповый пласт» были предельными формами молодёжного восторга.

Появившись на музыкальном горизонте декады семидесятых, «Дип» (Папл) спихнули на обочину автострады как слетевших с гребня волны, и рассыпавшихся в пух и прах битлов, так и занудно-бодрячковых «роллингов», сумевших таки пересечь живыми (пусть и не в полном составе) Рубикон бурных шестидесятых. О застрявшем в арьергарде коммерческого успеха гаагском квартете «Шокинг блу» в данном контексте мы даже упоминать не будем ни единой буквой, поскольку «Шыз Гара» так и осталась для многих их сингулярным шлягером.

Хардо́вый (ударение на втором слоге, хотя можно и на первом) «Пёрпл» был монументален и эффектен – их прямолинейно тяжелые рок-н-роллы были доступны широкому молодежному потребителю, вызывая при прослушивании на максимальной громкости непроизвольный тремор всех имеющихся видов конечностей. Гарцующий вокалист ансамбля был горлопанист словно брачный павиан в джунглях Мозамбика, его вопильные сольные выходки в концертной версии «Странной женщины» к неподдельному экстазу публики длились на одном дыхании практически одиннадцать с половиной секунд. Что неоднократно и самолично было проверено с благонадежным хронометром в руках. Он был хорош словно лапчатый гусь, когда вам требовалась изрядная порция адреналина, чтобы послать в мощный нокаут атакующую со всех сторон неприглядную действительность.

Но чтобы отразить более тонкие внутренние эмоции, просто оголтелых воплей было все-таки маловато. И тут неизменно на первое место выходил британский квинтет «Юрай хип». Конечно, заядлые эстеты-англофилы, из числе тех, что спят с карманным оксфордским словарем под подушкой, пытались учить всех уму-разуму орфографически верно произнося по буквам «Ю-рай-я хип», но на их выпендрёж никто из честной меломанской публики внимания не обращал. Тоже ведь был народец не шиком лытый – Гальфрида Монмутского и Беду Достпочтенного на досуге почитывали. Главное что «хип», а стало быть «хипповый» - то есть фантастически великолепный. Как нам известно, из литературной классики «хип» и «Юрайя» (с большой буквы, потому что имя собственное) – две вещи несовместные. Потому что нескладно и неладно. А значит «Юрай», и никак иначе. Думается, что «Юрай» и стал так массово популярен в Советском Союзе, потому что был «хип». Но это всего лишь гипотеза. И не более того. Но любая безумная гипотеза нынче ближе к истине, нежели истина к последней инстанции.

Понятно, что Дэвид Байрон, заглавный певец «Хипа» с его тонкими вокальными материями и изящными интонационными манерами был на голову выше Яна Гиллана из «Тёмного Пёрпла». Однако, вслух об этом говорить было не принято. По крайней мере, до тех пор, пока уровень «72-го» не опускался ниже края бумажной этикетки в заветной колбе из зеленного стекла, а там и не такое уже можно было услышать. Свобода слова как-никак, ведь демократию тогда конституционным указом никто ещё не отменял.

Так я и рос на «Хипе», сверяя свой внутренний мир на созвучность эпическому миру, созданному богатым подростковым воображением из музыкальных композиций этой группы, названной в честь (точнее в бесчесть) главного злодея романа Чарльза Диккенса «Давид Копперфильд». И нужно откровенно признать - звуковая планета «Юрай хипа» была не в пример красочней и многократно живописней летящей в безжизненном вакууме ледяной кометы «Папл».

Практически любое эмоциональное состояние и настроение могли найти у «хипов» свое отражение. Тут был и рок-н-рольный экспрессионизм («Всё на мази», «Милая Лорейн», «Любовный механизм», «Женщина-паук»), и романтическая лиричность, не чуждая сентиментальных проявлений («Дождь», «Парк», «Женщина в черном», «Рассвет», «Июльское утро»), и мрачная меланхолия вперемешку с черносотенной мистикой («Эхо в темноте», «Сказания», «День рождения волхва»). Не чурался «Хип» и прогрессивного композиционного монументализма («Пилигрим», «Тень грифа», «Заклинание», «Цыганка») и, даже, оркестрового симфонизма (Солсбери). Так, что по параметру «стилистическое многообразие», при всех симпатиях к «Пёрпл», справедливости ради, нужно сказать, что все же «Хип» находился явно вне зоны досягаемости «темно-лиловых».

В принципе, до 1974 года, мне нравились практически все альбомы «Юрай хипа», за исключением, быть может, пластинки «Шайтаны и шаманы», которая воспринималась мною не столь однозначно, как все остальные. Вышедший в июне 1974 года полнометражный диск «Мир Чудес» вызвал поначалу определенный интерес (новый диск «Хипа» как-никак), но при пристальном рассмотрении он оказался вовсе не таким уж чудесным, каким мне хотелось бы видеть очередное музыкальное творение «юрашей».

По звуку и стилистике эта пластинка выглядела как типичный диск «Юрай хипа», но эта идентичность на поверку оказалась припудрено-блеклой, и уже после первого-второго прослушивания явно ощущалось, что альбому не хватает не только внутренней энергетики, но и какой-то творческой изюминки, которая ранее делала их музыку столь привлекательной для подпольных революционеров духа, в которых, при астрономически правильном расположении светил на небе, превращались практически все неординарно мыслящие удовлетвористы и двоешники, благодаря великолепно отлаженной системе советского среднего образования.

Учитывая тревожные аспекты восприятия долгоиграющей пластинки «Мир чудес» грядущая после нее звуковая работа должна была стать решающим фактором в процессе художественной сепарации «овец от козлищ», то есть истинных рок-н-рольных ценностей от их имитации.

После того как русскоязычный филиал «Голоса Америки» анонсировал поступление в продажу альбома «Возвращение к фантазии», радиостанция начала активно прокламировать в эфире пару синглов с этого диска: изобилующую жесткими клавишными и вокальными спецэффектами заглавную композицию диска и неоднозначную песенку-липучку «Примадонна». При последующем тесном контакте со свежим винилом оказалось, что эта пластмасса конъюнктурна с головы до пяток: она беззастенчиво заигрывала со различными актуальными тогда направлениями в диапазоне от банальной эстрады до металлизированного харда.

При этом голос вокалиста Дэвида Байрона был обработан технологическим «ботоксом» настолько, что казалось, что в нем уже не осталось и капли былого человеческого. Парочка более или менее вменяемых композиций, не делает погоды на этом, изначально совершенно пропащем издании. Впрочем, речь всего лишь о персональном восприятии отдельно взятого представителя рода Homo Sapiens, мнение которого, в силу вынужденной имажинарной иммиграции на Юпитер, не является сколько-либо значимым для всего остального земного человечества. Просто в индивидуальной табели о рангах в разделе «Юрай хип» был поставлен добротно заточенным красным карандашом типа «Тактик» маленький, но весьма красноречивый крестик, финализирующий голубоглазые надежды на благополучную концовку истории данного коллектива в рок-н-рольной «Повести временных лет». Как сказал один мудрый чукча, попыхивая, изготовленной из моржового бивня трубочкой: Носинг форева андер мун.

Tracks:
• 01. Return to Fantasy 5:50
(Hensley/Byron)
• 02. Shady Lady 4:47
(Hensley/Box/Byron/Kerslake)
• 03. Devil's Daughter 4:49
(Byron/Box/Hensley/Kerslake)
• 04. Beautiful Dream 4:53
(Hensley/Byron/Box/Kerslake)
• 05. Prima Donna 3:08
(Byron/Box/Kerslake/Hensley)
• 06. Your Turn to Remember 4:23
(Hensley)
• 07. Showdown 4:17
(Hensley/Byron/Box/Kerslake)
• 08. Why Did You Go 3:55
(Byron/Box/Hensley/Kerslake)
• 09. A Year Or a Day 4:24
(Hensley)
+
• 10. Shout It Out [B-Side to Single Prima Donna] 3:36
(Hensley)
• 11. The Time Will Come [B-Side to Single Return to Fantasy] 4:09
(Byron/Box/Hensley/Kerslake)
• 12. Beautiful Dream [Previously Unleashed Version] 5:49
(Hensley/Byron/Box/Kerslake)
• 13. Return to Fantasy [Edited Version] 3:40
(Hensley/Byron)

Produced by Gerry Bron


Uriah Heep:
David Byron - Lead Vocals
Mick Box - Guitar
Ken Hensley - Keyboards, Guitar, Synthesizer, Vocals
Lee Kerslake - Drums, Percussion, Vocals
John Wetton - Bass, Mellotron, Vocals



Комментариев нет:

Отправить комментарий