четверг, 9 ноября 2017 г.

Взлёт и падение "тяжёлого рока"


ВИА-МАСТЕРСКАЯ

ВЗЛЁТ И ПАДЕНИЕ "ТЯЖЁЛОГО РОКА"


Многие из наших читателей просят рассказать в "ВИА-мастерской" об эстрадных группах "Дип пёрпл", "Лед Зеппелин", "Юрайя Хип" и других ансамблях, относящихся к стилю так называемого тяжелого рока. Музыка их, ещё недавно, всего несколько лет тому назад, столь живая и злободневная, сегодня уже достояние истории. Попробуем, однако, проанализировать это недавнее прошлое.

Зарубежное музыковедение дает следующее определение тяжелому року: эстрадный музыкальный стиль, развившийся в конце 60-х годов и доминирующий в начале 70-х; отличается простыми гитарными и басовыми риффами (рифф - короткая, основанная на интонациях блюза, «подстёгивающая» фраза), исполняемыми обычно в унисон и на большой громкости. Критики называют этот стиль множеством терминов, самыми популярными из которых стали хард-рок («энергичный рок») и хэви металл («тяжелая артиллерия»). Во всех названиях подчеркивался агрессивный, напористый, «припечатывающий» характер этой музыки, так непохожей ни на мелодичных «Битлс», ни на группы блюзового стиля.

Свой окончательный вид хард-рок стал принимать лишь на исходе 60-х годов, когда широкое распространение получила новая, электронно-звуковая аппаратура, в первую очередь «фазз-эффект» и мощные усилители и динамики. Теперь для того, чтобы достичь звуковой мощи, не надо было изо всей силы бить по струнам гитары - достаточно было лишь нажать ногой кнопку на небольшой плоской коробке. И тогда из динамиков вылетали страшные, гипнотизирующие звучания, рыки ископаемых ящеров, исполинских циклопов, аккорды космических катастроф, звуковые цунами.