воскресенье, 19 мая 2019 г.

Зеркало • Мертвый ветер ℗ 1979



Исполнитель: Зеркало
Страна: СССР
Название альбома: Мертвый ветер
Год выпуска: 1979
Этикетка: Самиздат
Жанр: Pop Rock
Формат: 320
Габариты: 45.5 MБ
Хронометраж: 00:20:06
Доступ: Free Text / Free Text*

Группа, которой была дарована долгая и причудливая музыкальная биография: она дебютировала в середине бесшабашных 60-х, а завершила свою карьеру полтора десятилетия спустя в стенах Ленинградского Рок-клуба (после чего собиралась ещё несколько раз), совершив при этом эволюционный скачок от кавер-версий рок-н-ролла и британского бита до собственного материала с элементами арт-рока, харда и блюза, Зеркало много лет оставалось одной из самых популярных групп Питера, славясь качеством аранжировок и звучания, и хотя его музыканты всегда держались несколько особняком, все те, кому довелось бывать на их концертах, и поныне поминают их добрым словом.

Основателем группы был певец и барабанщик Игорь Канаев (р. 2.06.50 в Риге, Латвия). В 1965 он услышал у приятеля альбом The Beatles "A Hard Day's Night" и упросил мать купить ему магнитофон, после чего с головой ушёл в слушание поп-музыки. В сентябре 1966, перейдя в девятый класс 8-й средней школы на улице Шевченко, Игорь решил организовать свою группу, в чём его поддержал одноклассник Владимир Гаврилов, который играл на гитаре. Вскоре к альянсу присоединился старший брат Володи, Юрий Гаврилов (учившийся в соседней школе): он пел, играл, на чём придётся, а потом взял на себя всё техническое обеспечение группы. Репетировали они дома у Игоря. Летом 1967, окончив школу, Канаев поступил в ЛЭТИ, а Володя Гаврилов - в институт им. Бонч-Бруевича.

К началу 1968 у них появилось название Blue Trees и барабанщик Владимир Коренков (р. 1.02.53 в Ленинграде), тоже житель Васильевского. Осенью Blue Trees решили взять клавишника. После непродолжительных поисков из местной группы Rainbow, которая репетировала в клубе "Радуга", был рекрутирован юный пианист Александр Сухарев (р. 5.12.52 в Ленинграде). "Я сыграл 24-й этюд Шопена, - рассказывал он позднее, - и мне сказали, что это подходит. Меня это очень удивило."

Той же зимой с подачи Саши Сухарева в Blue Trees пришёл учившийся с ним в параллельном девятом классе Владимир Прядкин (р. в 1953 в Ленинграде), который пел, играл на гитаре и барабанах и сразу стал важным элементом группы. Он же нашёл бас-гитариста: Александр Николаев жил в одном с ним доме, учился в Текстильном институте и был весьма предприимчив: он вечно что-то шил, покупал и продавал. К этому времени Blue Trees переехали в клуб при ЖЭКе на ул. Шевченко и репетировали, подключаясь через радиолу "Эстония".

Заметную роль в судьбе группы сыграл отец Саши, Зосима Иванович Сухарев: он сам был не чужд музыке, одно время пел в Большом театре, а в то время трудился директором клуба фабрики им. Урицкого, куда вскоре перетащил Blue Trees. В сентябре с группой расстался Коренков, и Канаеву пришлось в спешке осваивать барабаны.

6 ноября 1969 в фойе клуба Blue Trees дали свой первый публичный концерт, и хотя публика, в-целом, доброжелательно хлопала им, сами музыканты сочли его провальным, ввиду чего решили сменить имя. Как-то раз, возвращаясь с репетиции, Саша Николаев предложил группе назваться Зеркалом. Прядкин, со своей стороны, настаивал на варианте Зеркало Печальной Невинности, однако, к следующему выступлению (в том же клубе) от этого имени осталось только первое слово.

Репертуар Зеркала был стопроцентно англоязычным: они исполняли песни The Beatles (одним из ударных номеров их первой программы была "Money (That's What I Want)"), The Animals, The Rolling Stones, The Monkees, "Shine On Brightly" Procol Harum и т.д. Выступала группа, главным образом, в клубе фабрики Урицкого, в ДК им. Кирова (там они недолго репетировали, получив от администрации гитары без струн), в общежитиях Университета, особенно, его исторического факультета, где группа иногда играла по ночам.

С приходом 70-х группу начал донимать военкомат. В апреле 1970 Зеркало лишилось Николаева, которого сменил опытный музыкант Олег Виноградов, до этого сотрудничавший с БЕЛЫМИ СТРЕЛАМИ и БРАТЬЯМИ. У него был фирменная бас-гитара Framus. В мае 1971 получил повестку и Сухарев, место которого осталось вакантным: на концертах группа выносила на сцену его инструмент, объявляя, что ждёт возвращения клавишника в свои ряды! Володю Прядкина тоже забрали, но он прослужил недолго.

В этот период участники Зеркала близко сошлись с группой ЛАДУШКИ, которая базировалась в ЛЭТИ (где учился Канаев). Как-то раз две группы, объединив аппаратуру, вместе отыграли сэйшен в кафе "Ровесник", а в октябре 1971 приняли участие в праздновании дня рождения Джона Леннона в кафе "Регата" (с UP & DOWN, АРГОНАВТАМИ, АВРОРОЙ, МЕДНЫМ ВСАДНИКОМ и т.д.). В отличие от англоязычного ЗЕРКАЛА, ЛАДУШКИ вовсю пели песни собственного сочинения и при этом по-русски.

В мае 1973, когда Сухарев, вернувшись из армии, занял место за клавишами, состав ЗЕРКАЛА выглядел следующим образом: Прядкин, 12-стр. гитара, вокал, Канаев, барабаны, вокал, Виноградов, бас, Володя Гаврилов, соло-гитара, и Юра Гаврилов, звук. Они продолжали играть по всему городу: на вечерах в школах, институтах и НИИ, а также на танцах в пригородах. Сухарев заметно прогрессировал как клавишник и аранжировщик, постепенно став музыкальным руководителем Зеркала.

Полтора года спустя, осенью 1974, в армию забрали Володю Гаврилова, а его брат ушёл из группы. За пульт был приглашён сослуживец Канаева Владимир Кукушкин; на место соло-гитариста прочили недавно вернувшегося из армии Женю Косарева (экс-ЛАДУШКИ), но он хотел отдохнуть от музыки и предложил Зеркалу кандидатуру своего институтского знакомого по ЛЭТИ. Так в группе появился Владимир Смирнов (р.28.07.50 в Ленинграде), до этого игравший блюз-рок с БЕЛОЙ КОМНАТОЙ.

Его дебют состоялся 29 декабря 1974 на новогоднем празднике в Механобре. К этому времени Зеркало уже обосновалось в проектном институте Гипробум на Огородникова, 58 (там работал Прядкин). В одно из воскресений сразу после Нового Года по приглашению Кукушкина в Гипробум заглянул гитарист, певец и автор песен Алексей Цветков (р.28.01.53 в Ленинграде), который заканчивал Политех, где играл в группах ВОСХОЖДЕНИЕ и ФАЭТОН. В феврале Лёша был официально приглашён в Зеркало и начал репетировать с ними.

Хотя у Цветкова было много своих песен, Зеркало продолжало делать ставку на фирменный репертуар: они исполняли GRAND FUNK RAILROAD ("Footstompin' Music", "We're American Band", которая как-то раз прозвучала в военкомате на концерте для призывников (!) и т.д.), THE ROLLING STONES, , SWEET и другую модную музыку тех лет. Аппаратуры Гипробума хватало только для репетиций - устраивать на ней концерты было невозможно.

31 марта 1975 обновлённое ЗЕРКАЛО с успехом выступило на организованном Юрием Байдаком сэйшене в банкетном зале на Бабушкина вместе с НУ ПОГОДИ! Сэйшен был замаскирован под свадьбу: для усыпления бдительности дирекции в зале даже находились "жених" и "невеста" - вся в белом! Неделю спустя ЗЕРКАЛО сыграло в Военмехе с ЧТО ДЕЛАТЬ? На этом концерте в состав группы влился ещё один ветеран ЛАДУШЕК Александр Иванов (р.31.10.49 в Прилуках Черниговской обл. на Украине): поначалу он играл на треугольнике или - попеременно с Виноградовым - на бас-гитаре.

Интенсивная работа продолжалась всю весну, благодаря чего к июню Зеркало накопило денег, чтобы купить скромный, но собственный аппарат. Как это нередко случается, первые же успехи породили головокружение от оных, и в июле из группы ушли Виноградов и Цветков. Иванов окончательно перешёл на бас. Всё лето группа репетировала, а в сентябре очень неудачно для себя выступила в 11-й школе перед добровольными строителями Дворца Молодёжи (вместе с ОРНАМЕНТОМ, РОССИЯНАМИ и АКВАРИУМОМ), после чего к ним вернулся Цветков.

Весь следующий сезон Зеркало играло на вечерах в Гипробуме, весной 1976 пару раз подменяло ВОЗРОЖДЕНИЕ на танцах в Колпино и неуклонно улучшало свою матчасть. В конце февраля проблемы с алкоголем повлекли увольнение Смирнова, который позднее играл на свадьбах со случайными музыкантами - соло-гитара досталась Цветкову. Летом группа перевезла аппаратуру в клуб на Школьной улице в Старой Деревне (где раньше репетировали ЛАДУШКИ) и разъехалась на каникулы. В городе остались лишь Цветков, Иванов и Канаев, которые два месяца по пять дней в неделю репетировали программу из песен Цветкова. В июне к ним подключился Сухарев - вместе с Цветковым они сходу сочинили на стихи лидера ЛАДУШЕК Николая Дуксина свой программный номер "Зеркало".

В августе в строй вернулся Прядкин, а с приходом осени Зеркало начало методично окучивать самые популярные площадки города: ресторан "Невские Берега" (где они одно время хранили аппаратуру), ЛДМ, Финэк, институт им. Бонч-Бруевича, химфак Универистета и т.д. Их техническую группу усилили Юрий Лазуткин (свет) и Виктор Перегуда (звук). Встретить Новый 1977 Год Зеркалу довелось в давно знакомом музыкантам Гипробуме. Именно там к ним присоединилась певица Ирина Черепейникова: она работала в этом институте и пела в местной самодеятельности.

Подлинным триумфом обернулись для ЗЕРКАЛА два выступления со знаменитой уже МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ 13 февраля 1977: именно там Лёша Цветков в первый раз спел свой хит "Купи мне, мама, джинсы (американской фирмы Lee)", а Ирина Черепейникова украсила программу чувственным исполнением баллады "Killing Me Softly With His Song" Роберты Флэк. По воспоминаниям очевидцев, приём, оказанный ЗЕРКАЛУ, был настолько горячим, что МАШИНА долго не могла выйти на сцену!

До конца сезона, на гребне своего успеха, группа играла чуть ли не каждый день. Одно из самых ярких выступлений состоялось в ЛЭТИ, на абонементных лекциях В.Б. Фейертага, где с ЗЕРКАЛОМ состязалась объединённая команда из участников ГОЛЬФСТРИМА и БОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА - при участии Сергея Курёхина и Никиты Зайцева. Лето Зеркало (за вычетом Прядкина) отыграло на танцах в Леселидзе (Грузия).

Следующими заметными событиями в жизни группы стали совместные концерты с московским Високосным Летом в апреле 1978 (они отыграли в институтах ЛИСИ и ЛЭТИ), а также встреча с американскими музыкантами на точке группы Q 69 тремя неделями позже.

Серьёзно относясь к своей музыкальной миссии, участники Зеркала сочинили свой манифест, объяснявший название и художественные задачи, которые они ставили перед собой (его автором был Володя Прядкин). Помимо упомянутых выше "Джинсов", хитами группы были "Лицемер", "Нечернозёмный рок-н-ролл" и т.д.

1 июня 1978 Цветков, который стремился к большей независимости, покинул Зеркало и через несколько месяцев собрал свой БАЛАГАН. Его место занял старинный знакомый всех музыкантов, экс-гитарист ЛАДУШЕК Евгений Косарев (р.3.01.49 в Ленинграде). Вместе с ним в группе появился молодой музыкант Дмитрий Ростовцев (р.31.12.58 в Ленинграде), гитара, ф-но, вокал, который дебютировалй в школьной группе В-534. После недолгого перерыва, вызванного реорганизацией Зеркала, они вернулись на сцену в декабре и сыграли на мини-фестивале в ЛЭТИ с РОССИЯНАМИ, ДВУМЯ РАДУГАМИ и САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ.

Основными событиями весны были: прослушивание в будущий Рок-клуб (ЭКЛПМ), сэйшен с РОССИЯНАМИ на Транспортном, 10а (он стал дебютом для начинающего менеджера Татьяны Ивановой) и фестиваль "Весенние Ритмы 79" в Политехе. В июле с Зеркалом по семейным обстоятельствам расстался основатель группы Игорь Канаев. На замену ему были приглашены барабанщик Алексей Полуэктов (экс-КАКАДУ) и певец Андрей Ковшов (экс-ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ), но этот состав, так и не устаканившись, распался той же осенью: Полуэктов ушёл в ЛЕТАЮЩУЮ КРЕПОСТЬ, а Ковшов пропал из виду. Освоить барабаны решил Володя Прядкин. В ноябре Ира Черепейникова ушла петь в ресторан гостиницы "Ленинград".

Несмотря на все эти пертурбации, группа продолжала много играть, сохраняя статус одного из лидеров подпольной рок-сцены города. Музыканты ЗЕРКАЛА принимали деятельное участие в организации Рок-клуба на Рубинштейна, 13 и участвовали в его открытии 7 марта 1981. К этому времени группу покинул и Саша Иванов - бас-гитару взял в руки бывший соратник Ростовцева по В-534 Владимир Арбузов. Следом за ним в рядах группы появился ещё один сильный музыкант, клавишник Сергей Воронин (р.6.05.56 в Ленинграде). Он шесть лет прожил в Восточной Германии, где окончил музыкальную школу, с тринадцати лет выступал в разных группах, осваивал джазовую и академическую технику, а в 1973 поступил в Корабелку и стал участником группы PRO ET CONTRA при тамошнем клубе политической песни. Кроме того, Сергей играл в ГУСЛЯРАХ и ОРНАМЕНТЕ.

В качестве действительного члена Рок-клуба ЗЕРКАЛО успело выступить лишь десяток раз: в ДК им. Кирова с ДИЛИЖАНСОМ, во Дворце Молодёжи с ПИКНИКОМ и т.д. Их последний в этот период концерт состоялся в начале 1982 - в том же ЛДМ с ЯБЛОКОМ и МИФАМИ. После этого Зеркало репетировало ещё полгода, но в сентябре распалось окончательно.

Арбузов стал участником МАНУФАКТУРЫ, а потом и ТАМБУРИНА. Воронин ушёл в Ленконцерт, а весной 1986 стал непременным клавишником ПИКНИКА. Остальные участники Зеркала музыку покинули и работали в не связанных с искусством сферах.

Впервые после долгой паузы Зеркало вновь вышло на сцену в октябре 1988 на ретро-концерте "Рок - мой рок" во Дворце Молодёжи. Без малого десять лет спустя они повторили попытку, сыграв объединённым составом с ЛАДУШКАМИ на фестивале "Старый рок под Новый Год" (декабрь 1997, ДК Милиции). Примерно тот же опыт был повторён в октябре 1999, когда Зеркало и ЛАДУШКИ приняли участие в праздновании тридцатилетия РОССИЯН в ДК им. Ленсовета.

За истекшие со времени распада группы годы жизнь разбросала её участников в разные стороны, хотя многие из них поддерживают дружеские отношения по сей день. Большинство из них занято в бизнесе или на производстве. Время от времени свои песни исполняет Лёша Цветков, но единственным действующим музыкантом Зеркала долгое время оставался Сергей Воронин. В декабре 2006 его жизнь унёс сердечный приступ. Ещё раньше этот мир, увы, покинули Саша Николаев, Володя Арбузов, Володя Прядкин и Саша Сухарев.

В конце 70-х и начале 80-х Зеркало делало попытки записать свой материал (а один раз по необходимости даже выступало под свою фонограмму), но все они не имели результата. Наконец, в начале третьего тысячелетия участники группы собрались в студии, чтобы запечатлеть для истории своё обширное песенное наследие. В 2013 году питерский звукорежиссёр Игорь Пленов собрал эти записи воедино, результатом чего стал альбом "Память". В него вошли как старые хиты, записанные в период с 1999 по 2003 г.г., так и новые песни.

© Андрей Бурлака


Tracks:
• 01. Мёртвый ветер
• 02. Про старую церковь
• 03. Рок-басня ''Орлы, охотники и вороны''
• 04. Апофеоз пьяницы
• 05. Мама Лень



3 комментария:

  1. Как у многих отечественных,био длинная,записей мало !Вот к примеру у А.Северного осталось более 120 маг. альбомов

    ОтветитьУдалить
  2. Длинная биография, в данном случае, да и во многих других, осталась зафиксированной для истории благодаря усилиям экс-главреда "РИО" Андрея Бурлаки. За что ему отдельное спасибо!
    От многих рокеров тоже осталось большое количество альбомов - от Юрия Морозова, например. Но, сравнивать Аркашу Северного и рокеров, я бы все же не стал. Для него это был голимый бизнес, тогда как для рок-н-рольщиков, в основном все же - желание самореализации.

    ОтветитьУдалить