воскресенье, 13 октября 2013 г.

Various Artists - Nigeria Rock Special: Psychedelic Afro-Rock & Fuzz Funk In 1970s Nigeria (p) 2008 [APE]



Исполнитель: Various Artists 
Страна: Nigeria
Название альбома: Nigeria Rock Special: Psychedelic Afro-Rock & Fuzz Funk In 1970s Nigeria
Год выпуска: 2008 [1971-1979] 
Лейбл:  Soundway Records Ltd
Жанр: Afro Beat, Afro Funk, Afro Rock, Psychedelic
Качество: APE
Размер: 431,3 MБ
Длительность: 01:08:37
Доступ: Yandex

Сборник нигерийского психоделического рока и зафуззированного афро-фанка, датируемый семидесятыми годами двадцатого века. Уже само название звучит как песня. Впрочем, звуковое содержание также под стать интригующему названию. И, казалось бы, трудно представить, что в Западной Африке могли появиться на свет столь убедительные музыкальные образцы стиля, который мы, как правило, географически ассоциируем преимущественно с Соединенными Штатами и Великобританией. Но, тем не менее, 15 композиций представленных на этой компиляции являются лучшим доказательством того, что африканский континент не только шел в ногу со всем остальным прогрессивным человечеством в деле продвижения и развития психоделической музыки, но и внес в этот процесс весьма существенный вклад, добавив в общую творческую копилку, свои собственные нигерийские пять копеек, соединив англо-саксонский первоисточник с ярким национальным колоритом.


Когда речь заходит о такой стране как Нигерия, затерянной в дебрях Африки, очень трудно избавиться от высокомерной предвзятости и из-за недостаточной информированности сохранить даже некое подобие объективности. Однако не все так просто, как может показаться с первого взгляда. В стране занимающей по площади территорию в 923 768 км², (что превосходит по размерам Хабаровский край, но меньше Тюменской области), проживает 174 миллиона человек, что приблизительно равно численности населения Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, вместе взятых. Нигерия занимает 7-е место в мире среди стран с самым большим населением. Кроме того, Нигерия - первый в Африке и восьмой в мире экспортер нефти. Однако в первую очередь нас, безусловно, должна интересовать музыкальная культура, а не экономические или иные показатели. И тут нас поджидает весьма неприятное открытие, с которым нам, увы, придется смириться. Сравнительный анализ творческих инвестиций в международный фонд онтогенеза рок-музыки и психоделических искусств, сделанных в семидесятых годах прошлого столетия нигерийскими музыкантами и андеграундными группами Советского Союза, явно не в пользу последних, и данное обстоятельство заставляет усомниться в наличии какого-либо значимого культурологического влияния представителей отечественного рока за пределами территории их естественной среды обитания. Ну, да, вы можете сказать - «железный занавес», «диктатура пролетариата», и все такое прочее. И будете абсолютно правы. Однако, когда старая металлическая портьера изрядно проржавела, и в ней образовались зияющие бреши, кардинально ситуация для русского рока в мировом масштабе никак не изменилась. Конечно же, следует отметить тот факт, что и для Нигерии, и для Советского Союза рок-н-ролл был музыкой не родной, он был взращен на американской почве, а посему творчество музыкантов обеих стран уже по определению было вторичным по отношению к заокеанскому первоисточнику. Впрочем, и в Великобритании, ситуация была аналогичной. И даже творчество самих «Битлз», Великих и Ужасных, словно Гудвин, в ранние годы было насквозь вторичным, ибо по сути дела представляло собой слепое копирование мальчиками из глухой британской провинции раскрученных закордонных рок-н-рольных шлягеров. Правда, делали они это столь неумело (в силу отсутствия необходимых для этого профессиональных навыков), что, в конце концов, пришли к выводу, что их дилетантские версии фирменных штатовских «чартоломов», не идут ни в какое сравнение с ярким и величественным звучанием оригиналов, и по этой причине занялись написанием собственных песен. Сочиняли, как умели, без оглядки на забугорные лекала, и в конечном итоге получилось что-то свое, что-то искреннее, идущее от сердца и души, а не от разума и мозга. В результате сами не заметили, как превратились в неподражаемую и феноменальную ливерпульскую четверку, несмотря на бесспорную первоначальную вторичность их музыки. Нигерийские музыканты также начинали с копирования заимствованных извне образцов, однако в дальнейшем сумели вдохнуть в них свою национальную самобытность и этническую неповторимость, что вызвало неподдельную заинтересованность в музыкальных кругах ведущих стран-экспортеров психоделической музыки.


Каковы же те специфические национальные особенности, повлиявшие на развитие нигерийской музыки? В первую очередь нужно отметить фантастическое языковое многообразие этой страны – в ней насчитывается 527 языков. Для сравнения в России191, включая 14 вымерших и 3 книжных. Официальным языком Федеративной Республики Нигерия является английский, но наряду с ним среди населения этого африканского государства широко распространены такие языки как эдо, адавама фульфульде, эфик, хауса, центральный канури, идома, игба, йоруба. Большинство жителей свободно владеют двумя, а то и тремя языками. Многочисленным этническим группам, проживающим на территории страны присущи свои музыкальные инструменты и песни. Особенно широкое распространение в Нигерии получил ритмический прием гемиола, при котором, путём переноса акцентов в такте, трёхдольный метр изменяется на двудольный. Начиная с 14 века, под влиянием мусульман в музыке хауса используется свободная ритмическая импровизация и арабский звукоряд в сочетании с западноафриканской полиритмией и вопросно-ответной вокализацией. После обретения независимости в 1960 году, когда республика избавилась от гнета иноземных колонизаторов и национализировала нефтяную промышленность, в Нигерии, наряду с традиционной музыкой, широкое распространение получили такие стили популярной музыки как хайлайф, музыка пальмового вина, жу-жу, амулет, апала, фудзи и афробит. За выдающийся вклад в развитие различных музыкальных стилей Нигерию порой называют «Сердцем африканской музыки».


Кроме того, уже с начала 30-х годов ХХ-го столетия, когда в стране появился филиал британской граммофонной компании «His Master’s Voice», специализировавшийся на выпуске региональных артистов, Нигерия занимала одно из передовых мест на африканском континенте по оснащенности студиями звукозаписи, что обеспечивало прекрасные коммерческие возможности для нигерийских исполнителей по продвижению своей музыки не только на огромном внутреннем рынке, но и далеко за его пределами. В 1973 году, к нескольким, уже существующим в стране студиям звукозаписи прибавились две новые, построенные в Лагосе: «EMI Nigeria» и «Associated Recording Company» (ARC). Последняя из упомянутых выше студий, была не просто передовым, а ультрасовременным записывающим комплексом, оснащенным первым на черном материке 16-дорожечным магнитофоном, способным зафиксировать на ферромагнитную ленту самые изощренные творческие эксперименты в области звука. Это техническое сооружение, расположенное недалеко от аэропорта в Лагосе, было построено по инициативе Джинджера Бейкера (Ginger Baker), бывшего барабанщика мега-трио «Cream», который в один прекрасный день услышал по радио нигерийскую музыку, и увлекся ею настолько, что решил покинуть столицу Туманного Альбиона и поселиться на побережье Гвинейского залива, чтобы создать там студию звукозаписи, на которой могли бы записываться наиболее талантливые и прогрессивные музыканты Юго-Западной Африки. На церемонии торжественного открытия нового записывающего центра, получившем широкое освещение в прессе, присутствовали высокопоставленные нигерийские сановники, «король афробита» Фела Кути (Fela Kuti), и представитель от «EMI Records» Милтон Пламли (Milton Plumley). По личному приглашению Джинджера Бейкера и нигерийского правительства для записи своего нового альбома «Band On The Run» в Лагос в августе 1973 года прибыла группа «Крылья» во главе с легендарным экс-битлом Полом МакКартни. Однако, несмотря на предварительную договоренность о работе над пластинкой и лучшую техническую оснащенность студии, после записи композиции «Picasso's Last Words (Drink To Me)», будущий Cэр Пол, позорно переметнулся к фирме «EMI Nigeria», конкурентам маститого барабанщика. И это несмотря на то, что студия имела в наличии лишь единственный устаревший 8-дорожечный магнитофон «Struder», списанный из британской столицы, вкупе с неисправным микшерским пультом, и была расположена в абсолютно ветхом здании без кондиционеров. Мало того, в аппаратной напрочь отсутствовали акустические экраны, необходимые для разделения звуковых сигналов. Управляющий филиалом британского лейбла цинично заявил ошарашенному Бейкеру: «Да пошел ты… Это территория EMI». Джинджер был просто в ярости. Революционно настроенный Фела Кути, до глубины души возмущенный беспардонностью действий менеджмента британской компании, коварно переманивших к себе группу мистера МакКартни, и вырвавших из рук его друга контракт на запись альбома, решился на отчаянный поступок, и во главе маленького партизанского отряда из сорока человек, попытался буквально штурмом взять студию «EMI», чтобы помешать звуковой сессии неблагодарного ливерпудлийца, а заодно и обвинить его в краже музыки у африканских исполнителей. К счастью все закончилось мирно, и умерший было в 1966 году Пол, снова остался жив. Однако на этом история не заканчивается. После поступления «Оркестра в бегах» на прилавки музыкальных магазинов, живущий в Нигерии Великий белый барабанный гуру к своему великому изумлению обнаружил, что в списке лиц принимавших участие в записи этого диска он не значится. Это было же уже слишком для человека с таким взрывоопасным характером как у Бейкера, и взбешенный Джинджер позвонил Полу в Лондон, чтобы в доверительной беседе лично проинформировать его какой он засранец. А может быть и еще, что покрепче сказал, но то нам не ведомо.

Ginger Baker

Но как бы ни складывались отношения между великими британскими рокерами, для нас важно лишь то обстоятельство, что студии звукозаписи в Нигерии, несмотря на их недостаточную порой техническую оснащенность, активно функционировали и сохранили для истории большое количество бесценных звуковых жемчужин нигерийского афробита и афрофанка, часть из которых представлена на рассматриваемом здесь сборнике «Nigeria Rock Special: Psychedelic Afro-Rock And Fuzz Funk In 1970s Nigeria». Майлз Клерет (Miles Cleret), автор этой уникальной коллекции артефактов, собравший воедино все бусинки этого драгоценного ожерелья, потратил более пяти лет своей жизни, чтобы подготовить первый выпуск этого фантастического цикла альбомов «Nigeria Special». Он совершил множество поездок в Нигерию, беседовал с музыкантами и обследовал в поисках новых находок пыльные полки музыкальных магазинов и торговых складов. Благодаря его стараниям компиляция, выпущенная лейблом «Soundway Records» в 2008 году в виде комплекта из двух виниловых пластинок, позволяет нам открыть для себя весь спектр радужных красок психоделического афророка и этно-фанка, зародившегося в Нигерии в семидесятых годах прошлого столетия, и сумевшего выйти на космическую орбиту мирового рока, при помощи местной звукозаписывающей индустрии и белых музыкантов, ставших горячими поклонниками этого направления.

Tracks:
  • 01. Ofege –  Adieu 4:11 
    (Mike Meme)
    [Instrumental] originally released on EMI Nigeria in 1975 - taken from the EMI Nigeria LP "Last Of Origins"(NEMI(LP)0150).
  • 02. The Action 13  –  More Bread To The People 3:08 
    (The Action 13)
    [English] originally released on EMI Nigeria in 1973 - taken from the EMI Nigeria 7" single "More Bread (To The People) / Go If You Want To" (EMI(S)078N).
  • 03. The Hygrades –  In The Jungle (Instrumental) 3:08 
    (Goddy Oku)
    [Instrumental Version] originally released on HMV Nigeria in 1972 - taken from the HMV Nigeria 7" single "In The Jungle / In The Jungle (Instrumental Version)" (HNS1247).
  • 04. Ofo The Black Company –  Eniaro 6:08 
    (Larry Itedioranma)
    [Igbo] originally released on Decca Afrodisia in 1974 - taken from the Decca Afrodisia LP "Ofo The Black Company" (DWAPS 28).
  • 05. The Wings –  Odenigbo 3:49 
    (Arinza Okpala)
    [Igbo] originally released on Capitol / EMI Nigeria in 1972 - taken from the Capitol Nigeria LP "Kissing You So Hard" (NCCLP1501).
  • 06. The Elcados –  Ku Mi Da Hankan 5:03 
    (Dave Crown)
    [Hausa] originally released on EMI Nigeria in 1973 - taken from the EMI Nigeria LP "This World Is Full Of Injustice" (NEMI(LP)0069).
  • 07. Joe King Kologbo & His Black Sound –  Another Man’s Thing 4:07 
    (Joe King Kologbo)
    [English] originally released on Decca Afrodisia 1973 - taken from the Decca Afrodisia 7" single "Another Man's Thing / Uthe Bro" (DWA 49).
  • 08. Question Mark –  Freaking Out 4:06 
    (Question Mark )
    [English] originally released on EMI Nigeria in 1977 - taken from the EMI Nigeria LP "Be Nice to the People" (NEMI(LP)0202).
  • 09. Tabukah ‘X’ –  Finger Toe 5:23 
    (J. Acquah - T. S. Gafatchi)
    [English] originally released on Decca Afrodisia in 1975 - taken from the Decca Afrodisia LP "Tabukah" (DWAPS51)
  • 10. The Funkees –  Acid Rock 2:54 
    (The Funkees )
    [Instrumental] originally released on HMV Nigeria in 1971 - taken from the HMV Nigeria 7" single "My First Date / Acid-Rock" (HNS1198).
  • 11. Colomach –  Cotocun Gba Gounke 2:54 
    (Gneni Mamadou)
    originally released on EMI Nigeria in 1975 - taken from the EMI Nigeria LP "Colomach" (NEMI(LP)0135).
  • 12. BLO –  Chant To Mother Earth 5:59 
    (Mike Odumosu)
    [English] originally released on EMI Nigeria in 1973 - taken from the EMI Nigeria LP "BLO Chapter" (EMI(LP)001N).
  • 13. Mono Mono –  Kenimania 4:37 
    (Ken Okulolo)
    [Instrumental] originaly released on EMI Nigeria in 1972 - taken from the HMV Nigeria LP "Give The Beggar A Chance" (HNLX 5104).
  • 14. Original Wings –  Igba Alusi 7:00 
    (Original Wings)
    [Igbo] originally released on EMI Nigeria 1979 - taken from the EMI Nigeria LP "Change This World" (NEMI(LP)0347).
  • 15. Tunji Oyelana –  Omoba D’Eru Ri 5:45
    (Tunji Oyelana)
    [Yoruba] originally released on EMI Nigeria in 1973 - taken from the EMI Nigeria LP "Tunji Oyelana & The Benders" (NEMI(LP)0061).

Комментариев нет:

Отправить комментарий