понедельник, 29 октября 2018 г.

Jean-Marc Zelwer • La Fiancee Aux Yeux De Bois ℗ 1990



Исполнитель: Jean-Marc Zelwer
Страна: France
Название альбома: La Fiancee Aux Yeux De Bois
Год выпуска: 1990
Этикетка: Crammed Discs
Жанр: Electronic, Modern Classical, Contemporary Jazz
Формат: FLAC
Габариты: 228 MБ
Хронометраж: 00:46:43
Доступ: Mega

Заранее предвкушая удовольствие от новой работы, вышедшей в серии Made To Measure, включаю и превращаюсь в слух… Великолепный и легко узнаваемый Crammed’овский sound (инженер – незаменимый Giles Martin): аккордеон, скрипки, ритм-компьютер, странные лихие голоса, молодецкий посвист, раскаты грома, конское ржание… Прислушиваюсь: аранжировка безупречна, отсутствует злоупотребление электроникой и, как следствие, квазиакустический звук, напоминающий записи «Daniel Shell & Caro» (что не мудрено, т.к. участники этого коллектива C. Steeneackers и J. Gilliis помогают Жельверу).


Минуте на двадцатой у меня появляется твердая уверенность в том, что все это я уже где-то слышал.

Ч**т возьми! Так это же звучат русские, цыганские, закарпатские и еврейские мелодии: песни и наигрыши, романсы и плясовые. Беру в руки конверт, на котором, при ближайшем рассмотрении, оказываются помимо французских и английские названия композиций. Ну конечно! ‘ Огонь на Каменке‘, ‘Свадьба солдата Тюфаева’, ‘Русская рулетка’, ‘Медведь-шатун’, и даже ‘Диканька’ и ‘Муки Василисы Прекрасной’.

Внимательно листаю буклет, обнаруживается фотография задумчивого молодого человека с кларнетом в руке, черноволосого и кудрявого, а так же несколько строк за подписью J.M.Z., которые воспроизвожу дословно: «Это путешествие в воображаемую Россию было инспирировано воспоминаниями моего деда, детство которого прошло в лесах Польши, в то время, когда эта страна находилась под властью русских царей».


Почему-то сразу стало жутко обидно. Что это? Очередной каприз международной моды? Горбимания? Новое направление в World Beat? Уже, кажется, прошлись по всем слаборазвитым странам: Индия, Африка, Балканы, Ближний Восток, Латинская Америка. Ну вот, и пришел черед вдохновиться Российской экзотикой. А что, забили программу в компьютер, гармошку с балалайкой в руки и – запрягай, поехали! Нет, не похоже. У Жана-Марка, несмотря на некоторую иронию, все серьезнее и искренней. Нет кальки, нет приевшихся штампов. При повторном прослушивании убеждаюсь, что это явно самостоятельное творчество, т.к. содрать такое просто неоткуда.

Француз, по-видимому, никогда не бывавший в России, сотворил маленькое чудо: воссоздал неповторимый колорит юго-западных окраин Российской империи начала века, мест уникального смешения различных этносов и культур. Музыка Жельвера рождает ощущение сказки, сна, мечты. Она напоминает живопись Василия Кандинского, Марка Шагала или Каземира Малевича несупрематического периода (кстаи Шагал и Кандинский как раз из тех мест). Жан-Марку Жельверу счастливо удалось избегнуть дешевой стилизации, плоской лубочности и патетической былинности, которыми грешат советские музыканты, обращающиеся к фольклорному наследию.


«Откуда у хлопца испанская грусть?» Уму непостижимо, где он взял эту музыку? Она не могла родиться при скрупулезном изучении монографий по фольклору, нот и магнитофонных записей. В этой музыке есть что-то глубинное, что рождается под влиянием окружающей природы, бабушкиных сказок и специфических деталей быта. Ах, да! Дедушка! Видимо, он мог заразить маленького французского внука болезненной любовью к своей утраченной родине, повторив подвиг Арины Родионовны.


Нет, каково? Подумать только, в то время как сотни тысяч наших соотечественников изучают широкий спектр иностранных языков (от английского до иврита) и ломают голову над тем, как бы поскорее покинуть социалистическую родину, а наши музыканты во всем копируют зарубежных коллег, находится французский композитор, совершающий путешествие в «воображаемую Россию», музыка которой живет в нем.


А. Борисов
Журнал «Экзотика», №1, 1992


Tracks:
• 01. Foire À Kamenka (Fair At Kamenka) 4:47
• 02. J'ai Vu Un Ange (I Have Seen An Angel) 2:36
• 03. La Rêve De La Fiancée (The Fiancee's Dream) 4:59
• 04. Les Montreurs D'ours Sont Partis (The Bear-Tamers Have Gone Away) 1:38
• 05. Grand-Père Klonimus (Grandfather Klonimus) 6:16
• 06. Le Soldat Tufaiev Se Marie (Soldier Tufaiev Gets Married) 2:26
• 07. Roulette Russe (Russian Roulette) 2:01
• 08. Igor-L'Innocent-Mort-En-Poche (Igor-The-Innocent-Death-In-Pocket) 4:30
• 09. Dikanka (Le Soupirant) – (Dikanka (The Wooer)) 3:07
• 10. Le Tourment De Vassilissa-La-Belle (The Torment Of Vassilissa-The-Beautiful) 7:24
• 11. "Repose-Toi Un Moment" – ("Rest A While") 6:36

Composed By Jean-Marc Zelwer

Recorded in Paris and at Daylight Studio, Bruxelles.
Mixed April 1990 at Daylight Studio.

Produced By Jean-Marc Zelwer

Personnel:
Jean-Marc Zelwer - Accordion, Clarinet, Piano, Percussion, Computer
Maurice Delaistier - Violin (01, 03, 06, 08, 10, 11)
-------------------------------------
** Вымарано тоталитарным цензором




Комментариев нет:

Отправить комментарий