Исполнитель: Progresiv TM
Страна: Romania
Название альбома: Dreptul de a Visa
Год выпуска: 1975 (2002)
Лейбл: Rock-In-Beat
Жанр: Progresiv Rock, Hard Rock
Качество: FLAC
Размер: 235,6 MБ
Длительность: 00:36:33
Доступ: Yandex
Дебютный альбом, записанный в 1975 году группой «Progresiv TM» из Тимишоары. «Откуда, откуда?», - может удивленно вскинуть брови закоренелый двоечник и бессовестный прогульщик школьных уроков по географии вроде меня. «Тимишоара – третий по величине город унитарной республики Румыния, административный центр жудеца Тимиш, исторический центр области Банат. Население – 303 708 человек по переписи 2011 года. До 16 века город был частью Венгерского королевства. В 1552-1716 годах находился под властью турок. В 1716 году присоединен к Австрии. В 1919-м оккупирован Сербией. С 1920-го - в составе Княжества Румыния», - с готовностью тут же выпалил бы любой подвернувший под руку отличник, окончивший школу с золотой медалью, немедленно воспользовавшись моей вопиющей неосведомленностью, как удачным поводом для самолюбования. Ну, что же, спасибо за разъяснение, но как пел когда-то давным-давно в одной из своих песен, еще окончательно не стухший тогда БГ: «город, как город, печалиться об этом не след». Не меньше Вологды, не больше Мурманска. Однако в отличие от упомянутых российских городов Тимишоара была в семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого столетия самой настоящей «кузницей» музыкальных групп играющих стилистически многоплановую рок-музыку в широком прогрессивном спектре от джаз-рока до арт-фолка. Среди них стоит отметить: «Post Scriptum», «Reflex», «Terra Six», «Uranius», «Sfintii», «Phoenix», «Pro Musica», «Autostop», «Cargo», «Celelalte Cuvinte», «A La Breve», «Negura Bunget» и «Survolaj».
И все же одно обстоятельство меня несколько смущает. Как же так могло случиться, что в самый разгар кровавой коммунистической диктатуры Николае Чаушеску, рок-музыкантов не только не расстреливали в застенках спецслужбы «Секуритате», напротив - они жили обычной жизнью, писали песни, выступали на концертах и записывали пластинки на принадлежащей румынскому государству фирме грамзаписи «Electrecord». Неправильная какая-то диктатура. Не тоталитарная. Рок-музыка, стремительно набиравшая популярность во всем мире на протяжении 60-х, не обошла стороной и коммунистическую Румынию, но была там, в силу традиционного противопоставления социалистического реализма буржуазной культуре загнивающего Запада, темой скорее спорной, нежели запретной. На протяжении всех шестидесятых годов бит-коллективы свободно исполняли песни, как на английском, так и на других языках, кавер-версии популярных западных композиторов в исполнении румынских артистов охотно издавались фирмой «Electrecord», поскольку существенно повышали тиражи продаваемых дисков. Несмотря на отдельную критику, отношение к рок-музыке со стороны партийной номенклатуры было практически толерантным, что в целом укладывалось в рамки сравнительно либеральной культурной политики Чаушеску на начальном этапе его правления. По сравнению с жестким временем правления Георгиу-Деж, внутренняя политика Великого Кондукатора была своего рода «оттепелью», что весьма импонировало румынской интеллигенции. Начался процесс «раскручивания гаек», провозглашается политика «национального коммунизма». Вектор сотрудничества поворачивается в сторону стран Запада и Китайского Народной Республики. Значительно снижается давление цензуры на прессу. Иностранные книги, газеты и журналы стали абсолютно доступны, их можно купить в открытой продаже. Радиопередачи из ближнего и дальнего буржуазного зарубежья не подвергаются цензуре с помощью так называемых «глушилок». Общение обычных людей с иностранцами не требует санкции спецслужб, разрешен выезд из страны и эмиграция на историческую родину семитским народам. В стране действует несколько политических организаций. Кроме того, генеральный секретарь румынской коммунистической партии Николае Чаушеску неоднократно говорит в своих выступлениях о необходимости обновления культурной жизни, ратуя за разнообразие стилей и художественных форм. Однако ничто не вечно под луной. В 1971 году Николае Чаушеску посетил с визитом Китай и Северную Корею и в ходе этих поездок на него произвел неизгладимое впечатление всеобъемлющий партийный контроль над сознанием масс в области культурной жизни. После возвращения Чаушеску провозгласил в стране собственную культурную революцию, в ходе которой, был сделан упор на пропагандистскую работу по патриотическому воспитанию рабочего класса и крестьянства, хотя и в несопоставимых по сравнению с Китаем масштабах. Был восстановлен индекс запрещенных до 1965 года книг. Партия установила идеологический надзор за сферой культуры, образования и массовой информации. Нормой стали такие обращения в адрес Чаушеску, как «Источник нашего света», «Гений Карпат», «Полноводный Дунай разума» и другие в том же подхалимском духе. Диктатура стремительно взрослела и училась быть правильной.
Обрисовав в десятом приближении политическую обстановку в стране в идеологической и культурной плоскостях (что само по себе тема безусловно чрезвычайно интересная, однако требующая отдельного, и отнюдь не поверхностного рассмотрения), мы можем смело вернуться к повествованию о наших музыкальных героях. В отличие от многочисленных коллективов того времени не сумевших привлечь внимание к своему творчеству и благополучно канувших в лету, «Progresiv TM» удалось вычислить волшебную формулу успеха и стать одной из самых авторитетных и влиятельных формаций в сфере румынского прогрессивного рока семидесятых годов. Группа, которая первоначально называлась «Clasic XX-H», была создана в октябре 1972 года из бывших участников ансамблей «Clasici», «Ritmic» и «Cascada». В апреле 1973-го команда, инспирированная творчеством популярного венгерского рок-мастодонта «Locomotiv GT» конвертировала сценическое название в «Progresiv TM», созданное по аналогии с именем музыкального детища Габора Прессера. Дебют коллектива состоялся в концертном зале «Олимпия» в Тимишоаре и вызвал восторженную бурю энтузиазма у местных любителей рока. В штатном составе этого музыкального сообщества числились на тот момент: вокалист Харри Корадини (Harry Coradini), настоящее имя Харальд Кёльбл (Harald Kölbl); гитарист и вокалист Ладислау Хердина (Ladislau Herdina); бас-гитарист Золтан «Золи» Ковач (Zoltan «Zoli» Kovac); барабанщик Хельмут «Хели» Мозбрукер (Helmuth «Hely» Moszbrucker) и клавишник Штефан Пентек (Ştefan Pentek).
В 1974 году музыканты из «Progresiv TM» стали работать при Венгерском государственном театре, базировавшемся в те дни в здании Национальной румынской оперы. Под эгидой этого театра музыканты поставили поп-шоу «Acest pămînt» (Эта земля), с которым весьма успешно гастролировали по всей стране. В том же году на прилавках музыкальных отделов Румынии появляется и первый официальный виниловый диск группы, выпущенный фирмой грамзаписи «Electrecord» монофонический сингл с двумя музыкальными композициями, принадлежащих перу Ладислау Хердины: «Amintiri» (Воспоминания) на стихи Аурелии Олэреску и «Anotimpuri» (Времена года) с лирикой Штефана Ковача. Обе песни были записаны на студии Румынского радио и телевидения (Radiotcleviziunea română) в ноябре 1973 года. К этому времени музыкальный авторитет группы вырос настолько, что она уже безоговорочно входила в тройку лучших групп Румынии, наряду с «Phoenix» и «Sfinx». В 1975 году в составе ансамбля произошли первые персональные перестановки - группу покинул Штефан Пентек, и ставшее вакантным место за клавишными инструментами досталось вскоре Михаю Фаркашу (Mihai Farcaș). Кроме того, звуковая палитра «Progresive TM» была обогащена новыми красками – в группу, ставшей отныне секстетом, вошел флейтист Георге Торз (Gheorghe Torz). Таким составом наши прогрессивные тимишоарские парни записали две композиции «Crede-ма» и «Acest pămînt», которые вошли в флагман серии компиляционных пластинок под общим названием «Formații de muzică Pop», представляющих творчество актуальных на тот момент румынских рок-ансамблей. Наряду с «Progresive TM» в первом выпуске этого сборника присутствовали также: «Phoenix», «Mondial», «Magic», «Stereo», «Experimental Quintet», «Roșu Și Negru», «Savoy» и «Cristal». В том же 1975 году происходит еще одна персональная рокировка - взамен демобилизовавшегося из рядов группы Золтана Ковача был рекрутирован молодой талантливый басист Илие Степан (Ilie Stepan), один из основателей тимишоарской фолк-роковой команды «Pro Musica». Илие был польщен приглашением маститых рокеров и с радостью откликнулся на их призыв, поскольку играть в рядах широко известного к тому времени коллектива было не только почетно, но и могло стать прекрасным творческим и исполнительским университетом для начинающего музыканта. Спустя три месяца радикально обновленный коллектив в бухарестской студии «Tomis», расположенной в здании бывшего костела Св. Субботы, приступил к работе над своим первым полномасштабным альбомом.
Пластинка вышла в сентябре 1975 года и была озаглавлена «Dreptul de a visa», что в переводе на русский язык означает «Право на мечту». Альбом стал одной из первых удачных попыток перенести стилистику прогрессивного рока на румынскую почву. Возможно звуковые эксперименты «Progresive TM» и уступают по значимости аналогичным стилистическим творениям, зафиксированным на виниле музыкантами из Западной Европы, но для Румынии эта пластинка, с оригинальным и причудливым звучанием, была в те времена самым настоящим прорывом и моментально сделала группу широко известной по всей стране. Стилистическая фактура диска представляет собой изящно сбалансированное сочетание прогрессивного рока и хард-рока, интенсифицированное изящным звучанием флейты, концентрированными вокальными гармониями и джаз-роковыми экспромтами. Художественная режиссура альбома выверена с миллиметровой точностью: достаточно сложные для восприятия неподготовленным слушателем композиции и вещи с некоторым коммерческим потенциалом артистически расставлены по своим местам и при прослушивании пластинки образуют единое звуковое и драматургическое полотно. Фонетическое звучание румынского языка вносит особую привлекательность в музыкальное восприятие альбома, придавая ей неповторимую индивидуальность, отсутствующую порой у их европейских братьев по разуму, предпочитающих родной речи пение на англосаксонском наречии. Румынский язык отличается сильным славянским влиянием и относится к балкано-романской подгруппе восточно-романской группы индоевропейской семьи языков. Учитывая географическую близость наиболее близок румынскому итальянский язык, поэтому неудивительно, что звучание альбома порой вызывает ассоциации с группами прогрессивного рока, возникшими в тот же период времени на Апеннинском полуострове.
Несмотря на феноменальный успех альбома «Dreptul de a visa», сделавшей «Progresive TM» культовыми героями румынских любителей рока, через год после его записи, в сентябре 1976 года, группа распалась. Ладислау Хердина и Харри Корадини соберут новый коллектив под тем же названием и выпустят в 1979 году на фирме «Electrecord» еще один альбом под названием «Puterea muzicii». Но это уже совсем другая история, выходящая за рамки нашего сегодняшнего повествования. Но может быть, мы к ней еще вернемся, как знать…
И все же одно обстоятельство меня несколько смущает. Как же так могло случиться, что в самый разгар кровавой коммунистической диктатуры Николае Чаушеску, рок-музыкантов не только не расстреливали в застенках спецслужбы «Секуритате», напротив - они жили обычной жизнью, писали песни, выступали на концертах и записывали пластинки на принадлежащей румынскому государству фирме грамзаписи «Electrecord». Неправильная какая-то диктатура. Не тоталитарная. Рок-музыка, стремительно набиравшая популярность во всем мире на протяжении 60-х, не обошла стороной и коммунистическую Румынию, но была там, в силу традиционного противопоставления социалистического реализма буржуазной культуре загнивающего Запада, темой скорее спорной, нежели запретной. На протяжении всех шестидесятых годов бит-коллективы свободно исполняли песни, как на английском, так и на других языках, кавер-версии популярных западных композиторов в исполнении румынских артистов охотно издавались фирмой «Electrecord», поскольку существенно повышали тиражи продаваемых дисков. Несмотря на отдельную критику, отношение к рок-музыке со стороны партийной номенклатуры было практически толерантным, что в целом укладывалось в рамки сравнительно либеральной культурной политики Чаушеску на начальном этапе его правления. По сравнению с жестким временем правления Георгиу-Деж, внутренняя политика Великого Кондукатора была своего рода «оттепелью», что весьма импонировало румынской интеллигенции. Начался процесс «раскручивания гаек», провозглашается политика «национального коммунизма». Вектор сотрудничества поворачивается в сторону стран Запада и Китайского Народной Республики. Значительно снижается давление цензуры на прессу. Иностранные книги, газеты и журналы стали абсолютно доступны, их можно купить в открытой продаже. Радиопередачи из ближнего и дальнего буржуазного зарубежья не подвергаются цензуре с помощью так называемых «глушилок». Общение обычных людей с иностранцами не требует санкции спецслужб, разрешен выезд из страны и эмиграция на историческую родину семитским народам. В стране действует несколько политических организаций. Кроме того, генеральный секретарь румынской коммунистической партии Николае Чаушеску неоднократно говорит в своих выступлениях о необходимости обновления культурной жизни, ратуя за разнообразие стилей и художественных форм. Однако ничто не вечно под луной. В 1971 году Николае Чаушеску посетил с визитом Китай и Северную Корею и в ходе этих поездок на него произвел неизгладимое впечатление всеобъемлющий партийный контроль над сознанием масс в области культурной жизни. После возвращения Чаушеску провозгласил в стране собственную культурную революцию, в ходе которой, был сделан упор на пропагандистскую работу по патриотическому воспитанию рабочего класса и крестьянства, хотя и в несопоставимых по сравнению с Китаем масштабах. Был восстановлен индекс запрещенных до 1965 года книг. Партия установила идеологический надзор за сферой культуры, образования и массовой информации. Нормой стали такие обращения в адрес Чаушеску, как «Источник нашего света», «Гений Карпат», «Полноводный Дунай разума» и другие в том же подхалимском духе. Диктатура стремительно взрослела и училась быть правильной.
Обрисовав в десятом приближении политическую обстановку в стране в идеологической и культурной плоскостях (что само по себе тема безусловно чрезвычайно интересная, однако требующая отдельного, и отнюдь не поверхностного рассмотрения), мы можем смело вернуться к повествованию о наших музыкальных героях. В отличие от многочисленных коллективов того времени не сумевших привлечь внимание к своему творчеству и благополучно канувших в лету, «Progresiv TM» удалось вычислить волшебную формулу успеха и стать одной из самых авторитетных и влиятельных формаций в сфере румынского прогрессивного рока семидесятых годов. Группа, которая первоначально называлась «Clasic XX-H», была создана в октябре 1972 года из бывших участников ансамблей «Clasici», «Ritmic» и «Cascada». В апреле 1973-го команда, инспирированная творчеством популярного венгерского рок-мастодонта «Locomotiv GT» конвертировала сценическое название в «Progresiv TM», созданное по аналогии с именем музыкального детища Габора Прессера. Дебют коллектива состоялся в концертном зале «Олимпия» в Тимишоаре и вызвал восторженную бурю энтузиазма у местных любителей рока. В штатном составе этого музыкального сообщества числились на тот момент: вокалист Харри Корадини (Harry Coradini), настоящее имя Харальд Кёльбл (Harald Kölbl); гитарист и вокалист Ладислау Хердина (Ladislau Herdina); бас-гитарист Золтан «Золи» Ковач (Zoltan «Zoli» Kovac); барабанщик Хельмут «Хели» Мозбрукер (Helmuth «Hely» Moszbrucker) и клавишник Штефан Пентек (Ştefan Pentek).
В 1974 году музыканты из «Progresiv TM» стали работать при Венгерском государственном театре, базировавшемся в те дни в здании Национальной румынской оперы. Под эгидой этого театра музыканты поставили поп-шоу «Acest pămînt» (Эта земля), с которым весьма успешно гастролировали по всей стране. В том же году на прилавках музыкальных отделов Румынии появляется и первый официальный виниловый диск группы, выпущенный фирмой грамзаписи «Electrecord» монофонический сингл с двумя музыкальными композициями, принадлежащих перу Ладислау Хердины: «Amintiri» (Воспоминания) на стихи Аурелии Олэреску и «Anotimpuri» (Времена года) с лирикой Штефана Ковача. Обе песни были записаны на студии Румынского радио и телевидения (Radiotcleviziunea română) в ноябре 1973 года. К этому времени музыкальный авторитет группы вырос настолько, что она уже безоговорочно входила в тройку лучших групп Румынии, наряду с «Phoenix» и «Sfinx». В 1975 году в составе ансамбля произошли первые персональные перестановки - группу покинул Штефан Пентек, и ставшее вакантным место за клавишными инструментами досталось вскоре Михаю Фаркашу (Mihai Farcaș). Кроме того, звуковая палитра «Progresive TM» была обогащена новыми красками – в группу, ставшей отныне секстетом, вошел флейтист Георге Торз (Gheorghe Torz). Таким составом наши прогрессивные тимишоарские парни записали две композиции «Crede-ма» и «Acest pămînt», которые вошли в флагман серии компиляционных пластинок под общим названием «Formații de muzică Pop», представляющих творчество актуальных на тот момент румынских рок-ансамблей. Наряду с «Progresive TM» в первом выпуске этого сборника присутствовали также: «Phoenix», «Mondial», «Magic», «Stereo», «Experimental Quintet», «Roșu Și Negru», «Savoy» и «Cristal». В том же 1975 году происходит еще одна персональная рокировка - взамен демобилизовавшегося из рядов группы Золтана Ковача был рекрутирован молодой талантливый басист Илие Степан (Ilie Stepan), один из основателей тимишоарской фолк-роковой команды «Pro Musica». Илие был польщен приглашением маститых рокеров и с радостью откликнулся на их призыв, поскольку играть в рядах широко известного к тому времени коллектива было не только почетно, но и могло стать прекрасным творческим и исполнительским университетом для начинающего музыканта. Спустя три месяца радикально обновленный коллектив в бухарестской студии «Tomis», расположенной в здании бывшего костела Св. Субботы, приступил к работе над своим первым полномасштабным альбомом.
Пластинка вышла в сентябре 1975 года и была озаглавлена «Dreptul de a visa», что в переводе на русский язык означает «Право на мечту». Альбом стал одной из первых удачных попыток перенести стилистику прогрессивного рока на румынскую почву. Возможно звуковые эксперименты «Progresive TM» и уступают по значимости аналогичным стилистическим творениям, зафиксированным на виниле музыкантами из Западной Европы, но для Румынии эта пластинка, с оригинальным и причудливым звучанием, была в те времена самым настоящим прорывом и моментально сделала группу широко известной по всей стране. Стилистическая фактура диска представляет собой изящно сбалансированное сочетание прогрессивного рока и хард-рока, интенсифицированное изящным звучанием флейты, концентрированными вокальными гармониями и джаз-роковыми экспромтами. Художественная режиссура альбома выверена с миллиметровой точностью: достаточно сложные для восприятия неподготовленным слушателем композиции и вещи с некоторым коммерческим потенциалом артистически расставлены по своим местам и при прослушивании пластинки образуют единое звуковое и драматургическое полотно. Фонетическое звучание румынского языка вносит особую привлекательность в музыкальное восприятие альбома, придавая ей неповторимую индивидуальность, отсутствующую порой у их европейских братьев по разуму, предпочитающих родной речи пение на англосаксонском наречии. Румынский язык отличается сильным славянским влиянием и относится к балкано-романской подгруппе восточно-романской группы индоевропейской семьи языков. Учитывая географическую близость наиболее близок румынскому итальянский язык, поэтому неудивительно, что звучание альбома порой вызывает ассоциации с группами прогрессивного рока, возникшими в тот же период времени на Апеннинском полуострове.
Несмотря на феноменальный успех альбома «Dreptul de a visa», сделавшей «Progresive TM» культовыми героями румынских любителей рока, через год после его записи, в сентябре 1976 года, группа распалась. Ладислау Хердина и Харри Корадини соберут новый коллектив под тем же названием и выпустят в 1979 году на фирме «Electrecord» еще один альбом под названием «Puterea muzicii». Но это уже совсем другая история, выходящая за рамки нашего сегодняшнего повествования. Но может быть, мы к ней еще вернемся, как знать…
Tracks:
- 01. Omul e valul 6:08
(Ladislau Herdina - Stefan Kovacs) - 02. Nimeni nu e singur 3:47
(Ladislau Herdina - Stefan Kovacs) - 03. Rușinea soarelui 3:27
(Ladislau Herdina - Stefan Kovacs) - 04. Clepsidra 4:32
(Ilie Stepan - Stefan Kovacs) - 05. Odată doar vei răsări 3:28
(Ladislau Herdina - Aljn Băltenoiu) - 06. Va cădea o stea 4:22
(Ladislau Herdina - Stefan Kovacs) - 07. a) Dreptul de a visa b) Poetul devenirii noastre 10:50
(Ladislau Herdina - Stefan Kovacs)
Maestru De Sunet - Theodor Negrescu
Redactor - Iulia Maria
Redactor - Iulia Maria
Progresiv TM:
- Harry Coradini - voce
- Ladislau Herdina - chitară, voce
- Ilie Stepan - chitară bas
- Hely Moszbrucker - baterie, percuție
- Mihai Farcaș - baterie, pian, percuție
- Gheorghe Torz – flaut
СПАСИБО БОЛЬЩОЕ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗНАКОМСТВА С РОКОМ СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ!. САМОБЫТНАЯ И КРАСИВАЯ МУЗЫКА! ЧТО КАСАЕТСЯ ПОЛИТИКИ ТЕХ ВРЕМЕН, ТО ЛИЧНОСТИ И РЕЖИМА ЧАУШЕСКУ, ТО ОНИ БЕЗУСЛОВНО ДЕМОНЕЗИРОВАНЫ ЛИБЕРАЛЬНЫМИ СМИ В КОНЦЕ 80-Х. ДУМАЮ, ОН ПЫТАЛСЯ ИГРАЯ НА ПРОТИВОРЕЧИЯХ СВЕРХ ДЕРЖАВ ПРИНЕСТИ МАКСИМАЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ СВОЕЙ СТРАНЕ ( ПРИМЕРНО КАК В НАШЕ ВРЕМЯ ЛУКАШЕНКО). ОКОНЧИЛОСЬ ЖЕ ВСЕ ДЛЯ РУМЫНИИ ПЕЧАЛЬНО, ВПРОЧЕМ НЕ ТАК КАК ДЛЯ ЮГОСЛАВИИ. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ТИМОШВАР НЕ СТАЛ ВТОРЫМ КОСОВЫМ, ХОТЯ ПРЕДПОСЫЛКИ , ПОМНИТСЯ,БЫЛИ. С УВАЖЕНИЕМ АГБ.
ОтветитьУдалить- Альбом и вправду хорош, без всяких скидок на тоталитарный режим.
Удалить- Мега-демонизация диктаторов, сотворение из них ужасных кровавых монстров, пожирающих младенцев на ужин, приносит порой неплохие дивиденды, хоть это и не имеет никакого отношения к реальности. На мой взгляд, это вопрос личной моральной чистоплотности