вторник, 22 апреля 2025 г.

Можно ли назвать «Битлз» исполнителями двухминутных песен?

Порой в ожесточенных сетевых междоусобных баталиях между группировками жукоманских фундаменталистов и радикальных настроенных жукофобов всплывает в качестве бронебойного аргумента, тезис о том, что битлы были исполнителями двухминутных эстрадных песенок. Это бронебойное утверждение противоборствующая сторона парирует тем, что «Жуки» лишь поначалу играли коротенькие песни, но уже во второй половине своей музыкальной карьеры феноменальные ливерпульские инсекты, как и все прочие традиционные коллективы исполняли вещи нормального хронометража.
Чтобы восстановить историческую справедливость и, ни взирая на лица, разобраться действительно ли в репертуаре портовой четверки преобладали двухминутные эстрадные песен, а не композиции с подходящей для рок-музыки звуковой продолжительностью, попробуем подсчитать количество битловских песен с различной длительностью.
Американские пластинки, сборники и концертные контрабандники в нашем исследовании трогать не будем, а ограничимся лишь студийными британскими прижизненными изданиями. А там поглядим, что да как.
Однако, прежде чем приступить к делу, проникнемся безграничной мудростью наших предков. Как известно с древнейших времен - нет правил без исключений. Так что прежде чем начать наше увлекательное антинаучное изыскание, позволим себе и мы, парочку волюнтаристских вольностей для подержания авторитетности избранного нами правила.
Для начала прибавим к списку официальных виниловых изданий, увидевших свет до того как феноменальный квартет приказал долго жить, американский альбом 1967 года «Покрытые тайной чернокнижные гастроли» (Magical Mystery Tour). Кроме того, псевдо-полнометражный альбом 1969 года под названием «Выкрашенная желтой краской подлодка» засчитаем за цельное виниловое изделие, без всякого сожаления выбросив за борт битловской субмарины оркестровые опусы продюсера группы Джорджа Мартина, окончательно к тому времени отставшего от звуковой пульсации эпохи.
А теперь приступим к хирургическому вскрытию назревшего музыковедческого фурункула. Для начала произведем селекцию, записанных битлами песен по их протяженности.

• Песни с продолжительностью меньше 1-й мин. [Наличие: 4 шт.]
1. Wild Honey Pie 0:52 (The Beatles, ℗ 1968)
2. Her Majesty 0:23 (Abbey Road, ℗ 1969)
3. Dig It 0:50 (Let it Be, ℗ 1970)
4. Maggie Mae 0:40 (Let it Be, ℗ 1970)

Подобные миниатюрные произведения для ливерпульского квартета скорее исключение, нежели правило. Но, тем не менее, они есть.
• Песни с продолжительностью больше 1-й мин., но меньше 2-х мин. [Наличие: 17 шт.]
1. Please Please Me ℗ 1963 (3 шт.)
2. With The Beatles ℗ 1963 (2 шт.)
3. A Hard Day’s Night ℗ 1964 (2 шт.)
4. Beatles For Sale ℗ 1964 (1 шт.)
5. Help! ℗ 1965 (1 шт.)
6. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band ℗ 1967 (1 шт.)
7. The Beatles ℗ 1968 (2 шт.)
8. Abbey Road ℗ 1969 (5 шт.)

Первый альбом, на котором нет песенок менее 2-х мин. - Rubber Soul, ℗ 1965
• Песни с продолжительностью от 2-х до 3-х мин. [Наличие: 116 шт.]
1. Please Please Me ℗ 1963 (11 шт.)
2. With The Beatles ℗ 1963 (11 шт.)
3. A Hard Day’s Night ℗ 1964 (11 шт.)
4. Beatles For Sale ℗ 1964 (13 шт.)
5. Help! ℗ 1965 (12 шт.)
6. Rubber Soul ℗ 1965 (13 шт.)
7. Revolver ℗ 1966 (11 шт.)
8. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band ℗ 1967 (8 шт.)
9. Magical Mystery Tour ℗ 1967 (4 шт.)
10. The Beatles ℗ 1968 (8+5=13 шт.)
11. Yellow Submarine ℗ 1969 (2 шт.)
12. Abbey Road ℗ 1969 (4 шт.)
13. Let it Be ℗ 1970 (3 шт.)

Как видим наличие 2-х мин. песенок в период до 1967 года достаточно стабильно, но оно значительно уменьшилось в период с 1967 по 1970 годы.
• Песни с продолжительностью от 3-х до 4-х мин. [Наличие: 35 шт.]
1. With The Beatles ℗ 1963 (1 шт.)
2. Help! ℗ 1965 (1 шт.)
3. Rubber Soul ℗ 1965 (1 шт.)
4. Revolver ℗ 1966 (3 шт.)
5. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band ℗ 1967 (2 шт.)
6. Magical Mystery Tour ℗ 1967 (5 шт.)
7. The Beatles ℗ 1968 (5+4=9 шт.)
8. Yellow Submarine ℗ 1969 (3 шт.)
9. Abbey Road ℗ 1969 (4 шт.)
10. Let it Be ℗ 1970 (6 шт.)
• Песни с продолжительностью от 4-х до 5-х мин. [Наличие: 9 шт.]
1. Magical Mystery Tour ℗ 1967 (2 шт.)
2. The Beatles ℗ 1968 (1+3=4 шт.)
3. Abbey Road ℗ 1969 (2 шт.)
4. Let it Be ℗ 1970 (1 шт.)
• Песни с продолжительностью от 5-х до 6-х мин. [Наличие: 2 шт.]
1. Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band ℗ 1967 (2 шт.)
• Песни с продолжительностью выше 6-х мин. [Наличие: 3 шт.]
1. The Beatles ℗ 1968 (1 шт.)
2. Yellow Submarine ℗ 1969 (1 шт.)
3. Abbey Road ℗ 1969 (1 шт.)
• Альбомы, в которых нет песен свыше 3 мин.
1. Please Please Me ℗ 1963
2. A Hard Day’s Night ℗ 1964
3. Beatles For Sale ℗ 1964
• Альбомы, в которых больше половины песен свыше 3 мин.
1. Magical Mystery Tour ℗ 1967
2. Let it Be ℗ 1970
Квартет «Битлз» преодолел:
• 3 мин. отметку в 1963 году;
• 5 мин. – в 1967 году;
• 8-мин. – в 1968 году
А как обстояли дела у других музыкальных молодежных коллективов, существовавших в одно время с ливерпульскими битлами?
1. Группа «The Kinks» преодолела 3 мин. отметку в 1964 году, 4 мин. - в 1968 году, а 6 мин. - в 1969 году.
2. Группа «The Rolling Stones» преодолела 4 мин. отметку в 1964 году, 5 мин. – в 1965 году, а 11 мин. – в 1966 году.
3. Группа «The Animals» преодолела 5 мин. отметку в 1964 году.
4. Группа «The Troggs» преодолела 5 мин. отметку в 1967 году.
5. Группа «The Hollies» преодолела 4 мин. отметку в 1964 году, 5 мин. - в 1969 году.
6. Группа «The Who» преодолела 4 мин. отметку в 1965 году, 9 мин. – в 1966 году, а 10-мин. – в 1969 году.
7. Группа «Крим» преодолела рубеж 6 мин. в 1966 году.
8. Группа «Пинк Флойд» перескочила 9 мин. – в 1967 году; 11 мин. – в 1968 году; 13 мин – в 1969 году.
Выводы:
В первой половине шестидесятых годов двадцатого столетия песни продолжительностью от 2 до 3 минут были фонографическим стандартом того времени. Британские альбомы в идеале должны были длиться около получаса и содержать 14 песен по две минуты с хвостиком.

Ливерпульские битлы не особо отличались от других коллективов, которые подвизались на ниве звукозаписи в те дни, но в передовиках & новаторах явно не числились. Прогрессивные группы стремились, не смотря на упорное сопротивление воротил звукозаписывающей индустрии, разломать хронометрические анахронизмы и постепенно выстраивали формат рок-музыки грядущей эпохи. «Битлз» сочинял отличные мелодии и поначалу вполне довольствовались тем, что их творения регулярно попадают на вершину местного хит-парада. Поэтому они не особенно стремились к новшествам, в том числе в виде увеличения протяженности музыкальных композиций.
Здесь нужно отметить, что повышенная длительность произведений не является самоцелью для музыкантов (хотя спортивный интерес порой все же присутствует), но при усложнении музыкальной и текстовой структуры произведения, вам так или иначе придется удлинять хронометраж ваших песен.

В конце 1965 – начале 1966 гг. «Битл» ощутили, что конкуренция на музыкальном рынке Великобритании стала для них достаточно острой, поскольку они пропустили начало смены актуальных музыкальных тенденций. Это заставило их собраться и начать подтягивать свои творческие «хвосты». Участники ансамбля стали внимательно оглядываться по сторонам, заимствуя перспективные музыкальные инновации. В результате «тотальной мобилизации» битлам удалось выпустить два самых лучших альбома, которые стали художественной вершиной их музыкальной карьеры. Речь о дисках: «Вращатель» (1966) и «Духовой оркестр Клуба одиноких душ им. сержанта Перца» (1967).
Однако продолжить движение по пути прогрессивного рок-н-ролла далее битлы одновременно, и не смогли, и не захотели – ведь сопоставление их музыкального творчества с музыкантами нового поколения оказалось явно не в их пользу. Квартет отказался от концептуальных дисков и встал на путь ретроградного консерватизма. Джон Леннон и Джордж Харрисон, правда, попытались выставить себя смелыми индивидуальными авангардистами, экспериментирующими, вне рамок квартета, с новыми формами, но их сольные потуги были настолько смешны и ничтожны, что вскоре они позабыли о них, как о кошмарном сне.

С другой стороны основная масса слушателей вполне довольствовалась короткими эстрадными песенками с красивыми мелодиями и простенькими аранжировками, а стало быть, битлам не было стимула менять шило на мыло – ведь чтобы они не делали, все равно в результате оказывалось в хит-параде на первом месте. Вступив на путь творческой деградации, битлы были обречены, и если бы группа вовремя не распалась, то наступившие клокочущие семидесятые непременно столкнули бы четверку с желтой кирпичной автострады на обочину истории, поскольку в душе они так и остались исполнителями двухминутных песенок.
• Затянул песню — так веди до конца.
Не круто начинай, а круто кончай.

Комментариев нет:

Отправить комментарий