среда, 21 сентября 2011 г.

Pop Mašina - Kiselina (p) 1973 [320/APE]



Исполнитель: Pop Mašina
Страна: (Yougoslavia), Serbia
Название альбома: Kiselina
Год выпуска: 1973
Лейбл: Wydawnicstwo 21 / RTB
Жанр: Progressive Rock, Blues Rock, Hard Rock
Качество: 320 kbps + APE
Размер: 88.04 MБ + 218.18 МБ
Длительность: 00:50:05
Ссылка [320 kbps]: Яндекс
Ссылка [APE]: Яндекс

Югославская группа «Pop Mašina» (написание в сербской гаевице), «Поп Машина» (в сербской вуковице) была образована в Белграде в начале 1972 года. В первоначальный состав коллектива входили: басист Роберт Немечек (Robert Nemeček) (экс-участник «Dogovor Iz 1804», «Džentlmeni», «Intro»), гитарист Зоран Божинович (Zoran Božinović) (экс- «Exelent», «Rokeri», «Džentlmeni», «Intro»), барабанщик Ратислав Джьелмаш (Ratislav Đelmaš) и гитарист Савва Бойич (Sava Bojić). К концу года Бойич покинул группу, а Джьелмаша сменил на боевом посту Михайло «Бата» Попович (Mihajlo "Bata" Popović), окончательно сформировав тем самым творческий треугольник музыкантов, ставший впоследствии наиболее известным составом группы.


«Pop Mašina» была одной из первых групп югославской рок-сцены целенаправленно двинувшейся от ритм-энд-блюза в сторону более тяжелого звучания. Они часто организовывали концерты со свободным входом, и в 1972 году ими был устроен грандиозный бесплатный концерт на концертной площадке «Hajdučka česma» в историческом лесопарке Кошутньяк (здесь во время прогулки был убит в 1868 году сербский князь Михайло Бренович III). Парк расположен в 6 км к юго-западу от центра Белграда и является популярным местом отдыха жителей столицы. В концерте также участвовали «С Времена На Време», «Породична Мануфактура Црног Хлеба» и другие югославские группы.


К лету 1973 года у группы выкристаллизовался замысел дебютного альбома, который должен был представлять собой тематическое произведение, посвященное теме наркотиков и психоделических путешествий. В активе группы уже имелись две «сорокапятки», которые впрочем, прошли практически незамеченными, без особой реакции на них со стороны радио прессы и телевидения. Тем не менее, самой главной проблемой было для группы не это, а то, что в Белграде в то время практически было невозможно записать по настоящему бескомпромиссный рок-звук, а без этого воплощение зародившейся концепции диска не представлялось возможным. «Pop Mašina» предпринимала многочисленные попытки найти выход из тупика, но результат был неудовлетворительным. Проблема была не в том, что оборудование для звукозаписи было несовершенным, а в том что звукорежиссеры (в основном люди уже преклонного возраста) были в вопросах записи рок-музыки были абсолютно некомпетентны и не испытывали к ней ничего кроме отвращения.

Примерно в это же время началась трансляция записанных рок-концертов на радиостанции «RTV Studio B», первой музыкальной негосударственной радиовещательной корпорации, основанной журналистами из газеты «Борьба» в 1970 году. Эти записи, хотя и были сделаны на примитивном звукозаписывающем оборудовании, но звучали весьма близко к реальному року, поскольку были сделаны исключительным энтузиастом своего дела Ацей Радойчичем (Aca Radojčić), вследствие чего результат получался гораздо лучше, чем на «настоящих» студиях. Интуиция и «опыт, сын ошибок трудных» подсказывали музыкантам – стоит попробовать, и группа сделала у Радойчича две сессии звукозаписи, которые до недавнего времени считались утраченными. Во время этих звуковых проб музыкальный материал для будущего альбома прошел необходимую обкатку и практически был готов к фиксации на профессиональные магнитные носители.


Вскоре в «Студии 10» Радио Белграда начались еженедельные сессии звукозаписи акустической группы «С Времена На Време», в которых в качестве гостей принимали участие и музыканты из «Поп Машины». Во время одной из смен звукозаписи неожиданно выяснилось, что руководство «PGP RTB» (Produkcija gramofonskih ploča Radio televizije Beograd) не возражает, чтобы в этой студии был записан полноформатный альбом группы, при условии, что в качестве звукорежиссера выступит один из штатных сотрудников «Радио Белграда». Выбор пал на Слободана Петровича (Slobodan Petrović), который до этого записывал в основном лишь акустические составы, и для него это было первое знакомство с рок-группой. В соответствии со своими идеологическими принципами, «PGP» выделил для записи студию немузыкального радиовещания, где до этого прежде не записывалась ни одна рок-группа, и лимитировал весь процесс 20 часами рабочего времени. Перед командой встала довольно сложная дилемма, учитывая, что на запись было отведено лишь два календарных дня - принять или отклонить столь «заманчивое» предложение? «Pop Mašina» несмотря на то, что миссия была практически невыполнима, предложение все-таки приняла и стала готовиться к записи первого рок-альбома в Белграде. Да не простого диска, а концептуального. Темой альбома было мысленное путешествие под воздействием галлюциногенов, типа ЛСД. Тема не просто немыслимая, но по тем временам совершенно невозможная даже для простого упоминания, а не то, что для воплощения в музыке. Поэтому музыканты группы договорились между собой, что концепция пластинки будет держаться в тайне и никто кроме самих музыкантов и дизайнера обложки пластинки Югослава Влаховича (Jugoslav Vlahović) о ней знать не должен. Влахович буквально за один день сделал обложку альбома в стиле знаменитых «кислотных» портретов «The Beatles», но держал ее в секрете от руководства до самого последнего момента. Единственный отпечатанный экземпляр оригинальной обложки пластинки Югослав передал Роберту Немечеку, у которого она хранилась в течении 35 лет и была использована при переиздании альбома в оригинальном виде на компакт-диске.


Название диска «Kiselina» представляет собой буквальный перевод английского слова «acid» (кислота), которое использовалось в качестве слэнга для обозначения ЛСД (ЛСД-25, LSD, от нем. Lysersäure Diethylamid — диэтиламид d-лизергиновой кислоты). Также для обозначения термина «trip» (путешествие, психоделический трип) было использовано сербское слово «put» (путь) и первоначально предполагалось, что порядок песен и ассоциативный ряд их названий будет от начала до конца соответствовать этому «психоделическому путешествию». Однако, в случае если кто-нибудь из руководства «PGP RTB» догадался о наличии на пластинке скрытой лизергиновой концепции, то весь проект оказался бы под угрозой, и потому участникам группы пришлось отказаться от части первоначальных замыслов для спасения своего винилового первенца. Для более глубокой конспирации был полностью изменен порядок песен, удалена из реестра пластинки «Sjaj U Očima» и добавлена «Svemirska Priča», которая не имеет ничего общего с остальным «галлюциногенным» материалом диска. «Jark / Kraj» был сокращен вдвое, а «Slika Iz Prošlih Dana» так и осталась в неоконченном виде из-за того, что «PGP RTB» отказалось продлить запись еще на пару часов, чтобы завершить начатое.


Когда запись была уже полностью готова к изданию, то руководство фирмы решило заморозить выпуск альбома до лучших времен, поскольку редакторы «RTB» посчитали, что «такая музыка никого не заинтересует в этой стране». К счастью «конкурирующая фирма» из Загреба «Yougoton» начала продавать пластинки с записями рок-групп большими тиражами и белградское виниловое начальство со скрипом, но все же дало разрешение на выпуск 2 500 экземпляров «Кислоты». Но с бюджетной экономией по всем возможным направлениям. Пластинка была выпущена в простом конверте без разворота, слайд-фотографии участников группы на задней стороне обложки стали черно-белыми, а сам диск отпечатан на так называемом рефуз-виниле, т. е. на поливинилхлориде очень низкого качества, который в грамм-производстве обычно не применяется. И по этой причине звук на альбоме получился не сопоставимым с качеством исходных записей.


«Kiselina» появилась на прилавках белградских магазинов 30 декабря 1973 года, и до окончания работы 31 декабря весь тираж в 2 500 экземпляров был раскуплен, что стало абсолютной неожиданностью для «PGP RTB». Руководство фирмы делает из этого факта весьма своеобразный вывод: «необходимо с осторожностью отнестись к вопросу о дополнительном тираже диска, поскольку невозможно продать большее количество копий этой записи, чем уже было продано». Вместо того чтобы сделать особый акцент на выпуске музыки группы «Pop Mašina», белградское начальство с большой скоростью налаживает производство альбомов групп «Dag», «Porodična Manufaktura Crnog Hleba», «Dragoljubov Taksi» и Срджана Марьяновича (Srdjan Marjanović). Но факт остается фактом – продавались они гораздо хуже чем «Kiselina».


После выхода альбома группа дала огромное количество концертов, в том числе и в построенном в 1968 году белградском спортивно-концертном комплексе «Palata sportova» вмещающем 7 000 зрителей. «Pop Mašina» выпустила еще два альбома: студийный «Na izvoru svetlosti» (1975) и концертный «Put ka Suncu» (1976), последний из которых стал первой югославской «живой» рок-пластинкой записанной целиком одним коллективом. Ранее, как правило, издавались концертные альбомы, записанные на фестивалях с различными исполнителями и до них лишь «Korni Grupa» выпустила двойной альбом «Mrtvo more», который наполовину состоял из концертных записей, наполовину – из подборки ранее изданных синглов.


В конце 1976 года в группе произошел творческий раскол, приведший к тому, что Зоран Божинович полностью отформатировал состав группы. Для этой цели он рекрутировал басиста Дюшана Петровича (Dušan "Duda" Petrović), барабанщика Дюшана Джукича (Dušan "Đuka" Đukić) и своего брата Видойя Божиновича (Vidoja Božinović) на роль гитариста. Они попытались изменить стиль, двигаясь вдоль джаз-роковой музыкальной территории, но после выхода абсолютно неудачного сингла реформированный коллектив окончательно распался в конце 1977 года. Роберт Немечек вместе с братьями Божиновичами создал новую формацию в начале 80-х под названием «Rok Mašina», но и она не вызвала оживления в хит-парадах, поскольку в Югославии наступил звездный час для групп «новой волны» и в 1982 году «Rok Mašina» тихо и безболезненно распалась, оставив после себя два студийных диска.

Tracks:
  • 01. Na Drumu Za Haos (On The Road To Chaos) 4'11
  • 02. Pesma Srećne Noći (Song Of A Joyful Night) 4'25
  • 03. Mir (Peace) 2'49
  • 04. Kiselina (Acid) 5'25
  • 05. Tražim Put (Looking For A Trip) 3'48
  • 06. Povratak Zvezdama (Return To The Stars) 4'31
  • 07. Svemirska prica (Tale Of The Universe) 3:10
  • 08. Slika Iz Prošlih Dana (Images Of Yesterdays) 4'25
  • 09. Jark / Kraj (Dne Eht / The End) 0'54
Bonus Tracks:
  • 10. Put ka suncu (The Way To The Sun) 4:53
  • 11. Sjaj u ocima (Shine In The Eyes) 3:32
  • 12. Promenicemo svet (We'll Change The World) 4:47
  • 13. Svemirska prica (Tale of the Universe) (single version) 3:15

Written By:
Nemeček (01, 02, 04-13)

Božinović (01, 03-06, 10-12)

Recorded At Studio X RTB (Belgrade) :
(01-09) - Between 19 and 30 September 1973 
(10, 11) - December 1972
(12, 13) - October 1973
Engineer: Slobodan Petrović

Personnel:
  • Zoran Božinović - Guitar, Vocals
  •  Robert Nemeček - Bass, Acoustic Guitar, Vocals
  •  Mihajlo Popović - Drums, Congas
With:
  • Drago Mlinarec - Backing Vocals
  • Grujica Milovanović - Backing Vocals
  • Aleksandar Milovanović - Backing Vocals
  • Dragan Popović - Backing Vocals
  • Grujica Milovanović - Backing Vocals
  • Ljubomir Ninković - Backing Vocals
  • Vojislav Đukić - Backing Vocals
  • Slobodan Marković - Organ, Electric Piano 
  • Miroslav Aleksić - Bass
  • Branimir Malkoč - Flute
  • Jan Nemeček - Performer 

1 комментарий:

  1. Анонимный10 июня 2014 г., 10:15

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА РАССКАЗ И МУЗЫКУ. КАЗАЛОСЬ БЫ МЫ ДОЛЖНЫ ЛУЧШЕ ЗНАТЬ РОК ИЗ СТРАН СОЦ ЛАГЕРЯ, ВРОДЕ БЫ И ДИСКИ ОТ ТУДА ИМЕЛИ У НАС ХОЖДЕНИЕ, НО УВЫ, ДЛЯ МЕНЯ, И МОИХ ЗНАКОМЫХ КРУГ ОГРАНИЧИВАЛСЯ КОРОТКИМ СПИСКОМ МУЗЫКАНТОВ, В ОСНОВНОМ ИЗ ВЕНГРИИ, ГДР И ПОЛЬШИ. СПАСИБО ЧТО ВОСПОЛНЯЕТЕ ПРОБЕЛЫ!
    ОСТАЕТСЯ НЕ ЯСНО- ВЫШЕЛ АЛЬБОМ В 73 ГОДУ ПОД НАЗВАНИЕМ КИСЛОТА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕСНИ ( НАВЕРНОЕ ВОСПЕВАЕТСЯ ТРУД АПТЕКАРЕЙ?). Я КСТАТИ, УСЛЫШАЛ ТЕРМИН "КИСЛОТА" ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ДЕМОКРАТИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ. БЫЛ ЛИ ОН В ХОДУ В СОЮЗЕ ( ДА И ЮГОСЛАВИИ) В ТЕ ГОДЫ? С УВАЖЕНИЕМ, АГБ.

    ОтветитьУдалить