понедельник, 10 декабря 2012 г.

Скальды (Skaldowie) - Скальды (p) 1972 [FLAC]



Исполнитель: Скальды (Skaldowie)
Страна: Poland
Название альбома: Скальды
Год выпуска: 1972
Лейбл: Мелодия
Жанр: Folk Rock, Beat, Jazz Rock, Art Rock
Качество: FLAC
Размер: 250 МБ
Длительность: 00:43:34
Ссылка [FLAC]: * Free Text

Сверхпопулярный в Советском Союзе диск-гигант польской группы «Скальды» выпущенный Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1973 году. Советское виниловое издание «Скальдов» включало в себя ранний песенный материал уже издававшийся группой на альбомах «Cała jesteś w skowronkach» (1969) и «Wszystko mi mówi, że mnie ktoś pokochał» (1968), а также композиции из последнего на тот момент диска «Krywań, Krywań» (1972). Песни «Прелестная виолончелистка» и «Размышления деревенского почтальона» были исполнены группой одновременно на русском и польском языках. О совокупном тираже этого альбома выпущенного советским виниловым мега-концерном «Мелодия» (7 заводов грампластинок, 10 студий звукозаписи, 18 оптовых специализированных магазинов «Дом грампластинки») остается только догадываться. Одно можно сказать точно - «EMI Records» с ливерпульскими гениями «The Beatles» отдыхает, однозначно. Речь в случае со «Скальдами» идет, скорей всего о миллионах выпущенных копий в период приблизительно с 1972 по 1975 годы. Многие западные музыканты и поныне могут только мечтать о таком количестве проданных пластинок, ведь количество разошедшихся экземпляров диска для получения «золота» составляет: в США500 тысяч, в Великобритании100 тысяч, «платинового» статуса: в США1 миллион экземпляров, в Великобритании300 тысяч экземпляров. Для сравнения - совокупный тираж «Сержанта Пеппера» в Соединенных Штатах составляет 11 миллионов проданных пластинок. Это - данные за несколько прошедших десятилетий. Так, что результатам продаж диска «Скальдов» на территории Советской России могли бы позавидовать даже сами «Битлз», не говоря уже о «Роллингах».


Группа «Скальды» (Skaldowie) была основана в Кракове летом 1965 года. Среди музыкальных и творческих предпочтений коллектива помимо биг-бита и классического рока можно обнаружить фолк-рок, арт-рок и даже джаз-рок. «Скальды» были основаны братьями Анджеем (Andrzej) и Яцеком (Jacek) Зелинскими (Zieliński), Зигмунтом Качмарским (Zygmunt Kaczmarski), Янушем Качмарским (Janusz Kaczmarski), Феликсом Наглицким (Feliks Naglicki) и Ежи Тарсинским (Jerzy Tarsiński). В период с 1966 по 1980 год они получили множество национальных наград и, несомненно, были одним из самых популярных музыкальных коллективов в Польше.


Кто такие скальды? Скальдами назывались древнескандинавские поэты-певецы. Скальды жили преимущественно при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV веков. Первые скальды были норвежцами. В Х веке искусство скальдов получило широкое распространение в Исландии. С этого времени большинство скальдов при дворах знати происходили из Исландии. Основными жанрами их поэзии были: драпа (боевая песня, прославлявшая подвиги конунга, его дружины и выражали героические идеалы), нид и отдельная виса. За хорошее произведение скальд мог получить все, что угодно: от кольца, богатого плаща или секиры, выложенной серебром, до корабля, груженого золотом. Песни скальдов, исполнявшиеся самими поэтами без музыкального сопровождения, сохранялись в течение ряда столетий в устной традиции. Поэтическое творчество скандинавов и исландцев принято делить на два кардинально различающихся рода: на эддическую и скальдическую поэзию. В то время как эддическая поэзия отличается простотой формы и содержанием эпического характера и близка к фольклору, поэзия скальдическая обладает нарочито изощрённой формой и часто весьма бедным содержанием. Скальдическая традиция сложилась уже к первой половине IX века. Она чрезвычайно устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности в Исландии, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур. Скальдическая поэзия — первый этап перехода к осознанному авторству в поэзии. Авторство ещё не распространяется на содержание произведения, а пока что только на форму, это промежуточная, пограничная стадия между собственно литературой и фольклором. Все усилия скальда направлены на изощрённую разработку формы, которая как бы независима от содержания. Эта гипертрофия формы является следствием своего рода неполноценного авторства. Скальды, правда, несомненно сознают себя авторами своих произведений. Скальд гордится своими произведениями. По существу, у скальдов уже налицо авторское право, хотя и весьма примитивное. По-видимому, у них уже существует и некоторое представление о плагиате. Однако авторство распространяется у них только на форму, но не на содержание.


Tracks:
  • 01. Размышления деревенского почтальона (Medytacje wiejskiego listonosza) 2:55
    Слова Л. Мочульского; русский текст - Г. Хила
  • 02. Прелестная виолончелистка (Prześliczna wiolonczelistka) 3:22
    Слова В. Миннарский; русский текст - Г. Хила
  • 03. Если ты любим (Jeśli kochasz) 2:40
    Слова А. Ястшембец-Козловского
  • 04. Горец (Góral) 4:37
    Слова М. Ясне
  • 05. Сказала „любишь жаворонков” (Powiedziała "lubisz skowronki") 5:07
    Слова Л. Мочульского
  • 06. Все говорит мне, что меня кто-то полюбил (Wszystko mi mówi, że mnie ktoś pokochał) 2:31
    Слова В. Миннарского
  • 07. Крыванью, Крыванью, ты мой высокий (Krywaniu, Krywaniu, mój ty wysoki) 21:54
    Композиция на народные темы в обработке  А. Зелинского

Художественный руководитель: Анджей Зелинский
Музыка А. Зелинского


Вокально-инструментальный ансамбль "Скальды" (Польша):
  • Анджей Зелинский (Andrzej Zieliński) - хаммонд орган, фортепиано, пение
  • Яцек Зелинский (Jacek Zieliński ) - пение, труба, скрипка, перкуссия
  • Ежи Тарсинский (Jerzy Tarsiński) - гитара
  • Конрад Ратинский (Konrad Ratyński) - бас-гитара, пениеs
  • Ян Будзячек (Jan Budziaszek) – ударные инструменты



13 комментариев:

  1. O да, запилил эту пластинку в детстве до дыр! И дважды видел "Скальдов" живьем (Крыванью ты мой ви-со-кий, а под занавес "Дым над водой" что б неповадно было).
    ПРиятно познакомиться.
    Великолепный сайт!!!
    Жора

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А до нас они не доехали :( Только "Но то цо". Но тоже было славно.

      Спасибо за добрые слова Жора. Приятно было познакомится.
      Алекс

      Удалить
    2. А самыми продвинутыми в ту пору были "Брейкаут", они зарубежные хиты не пользовали, играли свой, довольно тяжелый, блюз-рок и на советских просторах выглядели прямо-таки "Кримом"

      Удалить
    3. Да, "Break-Out" Тадеуша Налепы - это просто супер-группа. По-крайней мере для меня уж точно. Одна из любимых польских групп :)

      Удалить
  2. Композиция на народные темы в обработке А. Зелинского - ДА ТАМ НЕ ТОЛЬКО НАРОДНЫЕ ТЕМЫ, А И КЛАССИКА , ПОМНИТСЯ. АГБ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, уж так на советской пластинке было написано :)

      Удалить
  3. ДА , И КУДА СМОТРЕЛИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕДАКТОРЫ ФИРМЫ МЕЛОДИЯ, СПРАШИВАЕТСЯ.
    безусловно, о десятках миллионов проданных копий в период приблизительно с 1973 по 1978 годы
    МНЕ КАЖЕТСЯ ВЫ ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТЕ. Я НЕ ДУМАЮ ЧТО СКАЛЬДЫ, КАК И РОК ВООБЩЕ БЫЛИ ТАК ПОПУЛЯРНЫ В СТРАНЕ СОВЕТОВ. ЯУВЛЕКАТЬСЯ МУЗЫКОЙ НАЧАЛ ГОДА С 76-77, И ПРО СКАЛЬДОВ НЕ ПОМНЮ ЧТОБ СЛЫШАЛ, ДИСКА ИХ ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ НЕ ВИДЕЛ В ПРОДАЖЕ В СВОЕЙ ПРОВИНЦИИ. А ИГРАЮЩИЕ БОЛЕЕ ПОПУЛЯРНУЮ МУЗЫКУ И БОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ В СЛЕДСТВИИ ЭТОГО, ТИЧ ИН, ПОМНЮ, ЛЕЖАЛИ НА КАЖДОМ УГЛУ. КАКОЙ ЖЕ ТИРАЖ ТОГДА БЫЛ У НИХ? ИЛИ У ЧЕРВОНЫХ ГИТАР(ИХ ГИГАНТ КСТАТИ, ИЗДАВЛА МЕЛОДИЯ ИЛИ НЕТ - НЕ ПОМНЮ)? С УВАЖЕНИЕМ, АГБ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваша правда. Я, провинциал, купил в Москве, причём, в 76-ом. То есть, диск лежал нерасхватанный, меня дожидался. А прочесть о Скальдах можно было в "Юности", в том же 1976-м

      Удалить
  4. 1) Ну, что же может быть вы и правы. Поэтому слегка понижаю общий градус пафосности, заменив в тексте «десятки миллионов» на просто миллионы, одновременно сузив предполагаемый временной период выпуска диска до 1975 года, что тоже весьма условно. Но, еще раз хочу повторить, что точное количество напечатанных пластинок установить скорей всего невозможно. Каждый завод из 7-ми имел свой собственный план и работал по нему. Были ли сводные цифры тиражей по отдельно взятым исполнителям мне не известно, может быть, и не было вовсе. Скорей всего было так: эстрада – столько-то, классическая – столько-то, общественно-политическая – столько-то. Кроме, того, годовое выполнение плана в авральном порядке и любой ценой могло, видимо корректироваться незапланированным добавочным выпуском «Скальдов», Давида Тухманова, «Веселых ребят» и прочего ходового товара вместо народной или классической музыки. Возможно. «Teach-In» напечатали много, очень много, может 10 миллионов, а может 20, кто сейчас точно сможет ответить? Но поначалу он тоже был дефицитом. Что касается «Скальдов» то их ведь многие покупали ради «Прекрасной виолончелистки», а не ради «Криванью», поскольку интерес к группе и диску-гиганту был подогрет выпуском семидюймового гибкого моно-миньона с записью 4 песен и его твердого винилового стерео-аналога. В любом случае тираж для западных стран у «Скальдов» был просто огромный. Даже если речь идет всего лишь (!) о паре миллионов экземпляров. В США это была уже «двойная платина», а в Англии – тройной «бриллиантовый» статус. Пластинки в Советском Союзе стоили по сравнению с Западом дешево, очень дешево. Их потребление было ограничено не ценой, а наличием. Цена 1 руб. 90 коп или 2 руб. 15 коп за альбом была по карману всем, включая дворников и студентов.
    2) Редакторы фирмы «Мелодия» смотрели на польскую пластинку, выпущенную фирмой «Muza» и читали там: «Krywaniu, Krywaniu, mój ty wysoki» (A. Zieliński – sl. ludowe). Так, что упрекнуть их в данном случае не в чем.

    ОтветитьУдалить
  5. КОНЕЧНО, ТИРАЖИ БЫЛИ ОГРОМНЫ. ПО ПОВОДУ УЧЕТА - ТИРАЖЕЙ - А РАЗВЕ НЕ ОТЧИСЛЯЛИСЬ АВТОРСКИЕ С ТИРАЖА? Я СЛЫШАЛ , ЧТО И С ИСПОЛНЯЕМЫХ В КАБАКАХ ( ТОЧНЕЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР) АВТОРСКИЕ СОВ КОМПАМ ОТЧИСЛЯЛИСЬ. СИСТЕМУ УЧЕТА Я КОНЕЧНО НЕ ЗНАЮ.
    читали там: «Krywaniu, Krywaniu, mój ty wysoki» (A. Zieliński – sl. ludowe) - НУ ПОСЛУШАТЬ ТО ОНИ ТОЖЕ МОГЛИ :-).
    С УВАЖЕНИЕМ АГБ.

    ОтветитьУдалить
  6. Весьма любопытная тема. На каких условиях «Мелодия» заключала контракты, как и через кого перечисляла авторские гонорары, в каком количестве лично для меня вопрос темный. Знаю, что за лицензионные пластинки «АББЫ» расплачивались нефтью, а не рублями. Только до сих пор не понял почему. Может быть там у них в Швеции рубли не принимают? Дикая страна :)

    Советский союз Международную конвенцию по авторскому праву не подписал в свое время, так, что наверное с отчислениями было все не так просто. Членам союза композиторов платили – это понятно. А вот как поступали с не композиторами, не понято. И как с членами социалистического лагеря мне тоже не понятна ситуация. Я не знаю.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, "Крыванью" для меня в 1976 было оччень круто! А вот тему из "Уленшпигеля" Россини (она же - у Шостаковича в 15-ой) я тогда узнать не мог...

    ОтветитьУдалить