Исполнитель: Generál
Страна: Hungary
Название альбома: Staféta
Год выпуска: 1973
Лейбл: Pepita
Жанр: Hungarian Rock, Rock, Progressive Rock, Pop Rock
Качество: APE
Размер: 232,5 MБ
Длительность: 00:41:09
Ссылка : Tuta
Диск «Staféta» - дебютный альбом группы «Generál», одного из самых популярных коллективов венгерского рока начала семидесятых. На данном блоге уже была ранее представлена пластинка «Rockin' & Rollin'», записанная музыкантами группы в Польской Народной республике и выпущенная фирмой грамзаписи «Polskie Nagrania». Эта англоязычный диск содержит в своем песенном реестре записанную в Нидерландах на студии «Sound Push» композицию «Everybody Join Us», взлетевшую на самую вершину голландского национального хит-парада в июне 1975 года. Впрочем, не будем отвлекаться и вернемся к нашим поливинилхлоридным баранам, под которыми мы подразумеваем стартовый полноформатный альбом, записанный группой «Generál» в 1973 году, а также перелистаем некоторые страницы музыкальной биографии коллектива, предшествующие записи этой легендарной пластинки, занявшей почетное место в истории венгерского рока.
Первоначальная версия группы, так сказать прото-Generál, была создана на озере Балатон летом 1971 года. В то время в списке коллектива значились: вокалист Шандор Ревес (Révész Sándor), принимавший участие ранее в «Hearts», «Echo», «Szivárvány», «Mogyorósi Trió» и «Tűzkerék», басист Габор Новаи (Novai Gábor), в прошлом – «Zé-Gé», «Corvina» и «Rangers», гитарист Матьяш Варконьи (Mátyás Várkonyi) и барабанщик Андраш Пота (Póta András). В течение трех месяцев музыканты не только играли кавер-версии «Led Zeppelin» и других монстров западного рока в летнем ресторане «Hullám», но также работали в свободное время над песенным репертуаром и музыкальным стилистикой новой группы. Именно тогда и были созданы многие композиции «Generál», принесшие им в скором времени вполне заслуженную славу. Такие, например, как «Törökméz» и «Lehajtott fejjel». В конце лета, после завершения сезона, новая команда перебралась в Будапешт, где начала поиски подходящей репетиционной точки. Занятие оказалось не из легких, и после долгих розысков с большим трудом им удалось пристроиться в лечебной купальне Сечени, которая, к слову, является самым большим банным комплексом не только в Будапеште, но и во всей Европе. Усилители, колонки и ударную установку музыкантам пришлось разместить между кушетками для массажа и вешалками для полотенец. Какое-то время барабанщиком в группе был бывший участник «Ferm» Роберт Сикора (Szikora Róbert).
Группа с большим энтузиазмом приступила к творческой работе, выстраивая и оттачивая свою концертную программу. Казалось бы, все шло замечательно, но в этот момент работники венгерского военкомата, явно ненавидящие рок-музыку всеми фибрами своей милитаристской души, вручили Матьяшу Варконьи мобилизационную повестку. В армии, хоть и не сразу, музыканту удалось устроиться в офицерский клуб, где у него появилось море свободного времени, чтобы освоить трубу и флейту и совершенствовать навык сочинения музыки и текстов. Два года спустя, в октябре 1973 года, отдав свой гражданский долг венгерскому социалистическому отечеству, Матьяш вернется в родной коллектив (в соответствии с договоренностью со своими друзьями перед уходом в Вооруженные силы) и примет участие в роли клавишника в записи альбома «Staféta».
Однако, осенью 1971 года, получив зияющую пробоину ниже ватерлинии, группа оказалась в весьма сложном положении. И тогда встал вопрос о сотрудничестве с музыкантами из группы «Ferm». Так в группе появились гитарист Янош Карачони (Karácsony János), барабанщик Лайош Рек (Reck Lajos) и гитарист Иштван Акош (Ákos István), по прозвищу «Маленький Слон». Имя для обновленного коллектива придумал Лайош, который взял с книжной полки англо-венгерский словарь и натолкнулся на слово «General» и предложил его остальным участникам в качестве названия, и оно было немедленно принято. В скором времени к группе присоединилось также женское вокальное трио «Mikrolied» в составе: Аннамария Херцку (Annamária Herczku), Хеди Шеленьи (Hédi Selényi) и Эва Варсеги (Éva Várszegi). Трио не только смогло расширить и украсить певческую палитру ансамбля, но и помогло музыкантам создать уникальный для венгерского рока звук и впечатляющее концертное шоу. Музыканты «Generál» стали клубной командой Дома Культуры «Danuvia» и вскоре послушать музыку группы на их субботних выступлениях стало приходить все больше и больше восторженной молодежи. Во время одной из репетиций директриса ДК натолкнулась в фойе на Лайоша Река и спросила, не хотят ли музыканты ансамбля участвовать в телевизионном конкурсе «Ki mit tud?». Такая идея даже не приходила ребятам в голову, и конечно они немедленно согласились. Иштвана Акоша записали в качестве руководителя группы и в последний момент подали и утвердили заявку на участие.
Телевизионный конкурс «Ki mit tud?», что в переводе на русский язык означает «Кто нас знает?» - состязание молодых талантов, которое проводилось на венгерском телевидении с различной периодичностью с 1962 по 1992 годы. Шоу давало шанс артистам различных жанров представить свои творческие способности перед широкой аудиторией. Отборочные туры проходили по всей стране. Победители выходили в четверть финал, затем в полуфинал, а финал транслировался по национальному телевидению. В 60-е и 70-е годы программа была очень популярна, финал конкурса смотрели согласно статистике около 88% населения Венгрии. По сложившейся традиции сценические декорации шоу оформлялись в виде железнодорожных вагонов, в которые в качестве пассажиров должны попасть участники конкурса. Каждый из этих вагонов соответствует одному из конкурсных категорий: танец, песня, пародия, пантомима, стихи, фокусы, ну и так далее. Выступления претендентов на победу жюри, состоящее из известных деятелей искусства, оценивало суммой баллов, и если она превышала количество очков набранных участником, уже находившимся в вагоне, то он должен был покинуть его.
Весной 1972 года музыканты группы «Generál» с успехом преодолели все этапы этого отнюдь не легкого творческого марафона, и попали в финал конкурса, который они уверенно выиграли с песней «Kövér a Nap». Призом для них за победу в конкурсной номинации стала поездка в Италию. Кроме того, триумф в самом популярном в Венгрии телевизионном шоу дал им возможность в следующем году записать свою первую долгоиграющую пластинку на студии Венгерского радио. Осенью 1972 года группа вновь участвует в телевизионном конкурсе, на сей раз это фестиваль песни и танца «Táncdalfesztivál». В то время в Венгерской Народной Республике функционировал всего лишь один телеканал, и это состязание было для начинающих певцов и музыкантов одной из немногих возможностей проявить себя перед широкой аудиторией. Многие будущие звезды венгерской эстрады получили известность именно благодаря участию в «Táncdalfesztivál». Лауреаты получали денежные вознаграждения, а также возможность записать пластинку со своими песнями. И хотя в этот раз первая ступенька пьедестала досталась Кати Ковач (Kovács Kati), исполнившей песню «Add már, uram, az esőt!», музыкантам группы «Generál» при вокальной поддержке трио «Mikrolied» удалось завоевать приз зрительских симпатий с композицией «Mit Tehet Az Ember Egy Eltört Szerelemmel». По итогам конкурса «Táncdalfesztivál ‘72» фирмой «Pepita» было выпущено 25 монофонических синглов с записями песен, участвовавших в фестивальном состязании. Группа «Generál» разделила свою семидюймовую виниловую «сорокапятку» с рок-коллективом «Korong». Также в 1972 году у группы вышли синглы «Lehajtott Fejjel / Ha Ismerném» (Pepita SP 948) и «Kövér A Nap / Százéves Kút» (Pepita SP 962).
Вскоре, после лавиной свалившегося на музыкантов успеха, маховик «Generál» был раскручен на полную катушку. Популярность группы росла как по мановению волшебной палочки. Осенью 1972 года команда переходит на профессиональную основу и отправляется в длительные гастроли по стране, во время которых играет в переполненных ревущей публикой залах. Концерт следовал за концертом, группа была все время в пути, с каждым днем увеличивая численность своих поклонников. Не все конечно было так гладко, как может показаться с первого взгляда. Несметное количество раз им приходилось ночевать в захудалых рабочих общежитиях, а порой и просто в холодных деревянных хибарах, насквозь продуваемых ветром сквозь огромные щели в стенах. Но они были молоды, полны энтузиазма и были счастливы, играя свою музыку, несмотря на все трудности. В 1973 году ребята обзавелись профессиональным менеджером. Им стал Ласло Хегедюс (Hegedűs László), работавший ранее с легендой венгерского рока группой «Omega», а затем ставший официальным концертным импресарио группы «Locomotiv GT». С его помощью в дальнейшем удалось организовать через подконтрольное венгерскому социалистическому правительству национальное гастрольное агентство «ORI» турне по ГДР, Чехословакии, Польше, Югославии, Болгарии и Австрии.
В конце 1973 года, после выпуска сплит-сингла с Джудит Сюч (Szűcs Judit) с записью песни «A Felhők Fölött Mindig Kék Az Ég» (Pepita SP 990) и возвращения из венгерских вооруженных сил клавишника Матьяша Варконьи, группа, наконец, приступила к записи на студии Венгерского радио своего первого альбома, получившего название «Staféta» (Реле). Звукоинженером пластинки был Эндре Раданьи (Radányi Endre), работавший до этого над альбомами «Illés», «Bergendy» и Шарольты Залотнай (Zalatnay Sarolta), а продюсером Дора Антал (Antal Dóra) – режиссировавшая ранее звуковые работы «Benkó Dixieland Band», «Illés» и «Locomotiv GT». Женские вокальные партии записала, автономно существующая при «Generál», вокальная фракция «Mikrolied», в которой с 1973 года вместо Хеди Шеленьи стала петь Магди Боди (Bódi Magdi), до этого исполнявшая арию Магдалины в венгерской постановке рок-оперы «Jesus Christ Superstar». Основными авторами музыкального материала альбома стали Матьяш Варконьи и Габора Новаи, и эту пластинку по праву можно назвать их совместным детищем. Песенная лирика, помимо Матьяша Варконьи и Габора Новаи, принадлежит также перу венгерского писателя, переводчика и поэта Тибора Миклоша (Miklós Tibor), поэтессы Эрики Хюсар (Huszár Erika) и Эдит Сигети (Szigeti Edit), которая в 1975 году войдет в состав «Mikrolied». Большинство песен предложенных для записи Матьяшем Варконьи, были написаны им во время службы в армии. Среди исключений – композиция «Törökméz» (Турецкий мёд), сочиненная им на озере Балатон в эпоху прото-Generál. Несмотря на то, что сразу после возвращения Матьяша Варконьи из «рядовых» в «генералы» возникла некоторая напряженность между ним и Иштваном Акошем, который к этому времени стал административным лидером группы, отвечающим, в том числе и за финансовые вопросы, однако к моменту записи альбома основные шероховатости межличностных отношений были отнивелированы и альбом вышел на удивление целостным и гармоничным. Дебютная пластинка «Generál» стала виниловым хитом не только в Венгерской Народной Республике, но и привлекла к себе повышенное внимание музыкальной общественности других стран социалистического лагеря и Варшавского договора.
Первоначальная версия группы, так сказать прото-Generál, была создана на озере Балатон летом 1971 года. В то время в списке коллектива значились: вокалист Шандор Ревес (Révész Sándor), принимавший участие ранее в «Hearts», «Echo», «Szivárvány», «Mogyorósi Trió» и «Tűzkerék», басист Габор Новаи (Novai Gábor), в прошлом – «Zé-Gé», «Corvina» и «Rangers», гитарист Матьяш Варконьи (Mátyás Várkonyi) и барабанщик Андраш Пота (Póta András). В течение трех месяцев музыканты не только играли кавер-версии «Led Zeppelin» и других монстров западного рока в летнем ресторане «Hullám», но также работали в свободное время над песенным репертуаром и музыкальным стилистикой новой группы. Именно тогда и были созданы многие композиции «Generál», принесшие им в скором времени вполне заслуженную славу. Такие, например, как «Törökméz» и «Lehajtott fejjel». В конце лета, после завершения сезона, новая команда перебралась в Будапешт, где начала поиски подходящей репетиционной точки. Занятие оказалось не из легких, и после долгих розысков с большим трудом им удалось пристроиться в лечебной купальне Сечени, которая, к слову, является самым большим банным комплексом не только в Будапеште, но и во всей Европе. Усилители, колонки и ударную установку музыкантам пришлось разместить между кушетками для массажа и вешалками для полотенец. Какое-то время барабанщиком в группе был бывший участник «Ferm» Роберт Сикора (Szikora Róbert).
Группа с большим энтузиазмом приступила к творческой работе, выстраивая и оттачивая свою концертную программу. Казалось бы, все шло замечательно, но в этот момент работники венгерского военкомата, явно ненавидящие рок-музыку всеми фибрами своей милитаристской души, вручили Матьяшу Варконьи мобилизационную повестку. В армии, хоть и не сразу, музыканту удалось устроиться в офицерский клуб, где у него появилось море свободного времени, чтобы освоить трубу и флейту и совершенствовать навык сочинения музыки и текстов. Два года спустя, в октябре 1973 года, отдав свой гражданский долг венгерскому социалистическому отечеству, Матьяш вернется в родной коллектив (в соответствии с договоренностью со своими друзьями перед уходом в Вооруженные силы) и примет участие в роли клавишника в записи альбома «Staféta».
Однако, осенью 1971 года, получив зияющую пробоину ниже ватерлинии, группа оказалась в весьма сложном положении. И тогда встал вопрос о сотрудничестве с музыкантами из группы «Ferm». Так в группе появились гитарист Янош Карачони (Karácsony János), барабанщик Лайош Рек (Reck Lajos) и гитарист Иштван Акош (Ákos István), по прозвищу «Маленький Слон». Имя для обновленного коллектива придумал Лайош, который взял с книжной полки англо-венгерский словарь и натолкнулся на слово «General» и предложил его остальным участникам в качестве названия, и оно было немедленно принято. В скором времени к группе присоединилось также женское вокальное трио «Mikrolied» в составе: Аннамария Херцку (Annamária Herczku), Хеди Шеленьи (Hédi Selényi) и Эва Варсеги (Éva Várszegi). Трио не только смогло расширить и украсить певческую палитру ансамбля, но и помогло музыкантам создать уникальный для венгерского рока звук и впечатляющее концертное шоу. Музыканты «Generál» стали клубной командой Дома Культуры «Danuvia» и вскоре послушать музыку группы на их субботних выступлениях стало приходить все больше и больше восторженной молодежи. Во время одной из репетиций директриса ДК натолкнулась в фойе на Лайоша Река и спросила, не хотят ли музыканты ансамбля участвовать в телевизионном конкурсе «Ki mit tud?». Такая идея даже не приходила ребятам в голову, и конечно они немедленно согласились. Иштвана Акоша записали в качестве руководителя группы и в последний момент подали и утвердили заявку на участие.
Телевизионный конкурс «Ki mit tud?», что в переводе на русский язык означает «Кто нас знает?» - состязание молодых талантов, которое проводилось на венгерском телевидении с различной периодичностью с 1962 по 1992 годы. Шоу давало шанс артистам различных жанров представить свои творческие способности перед широкой аудиторией. Отборочные туры проходили по всей стране. Победители выходили в четверть финал, затем в полуфинал, а финал транслировался по национальному телевидению. В 60-е и 70-е годы программа была очень популярна, финал конкурса смотрели согласно статистике около 88% населения Венгрии. По сложившейся традиции сценические декорации шоу оформлялись в виде железнодорожных вагонов, в которые в качестве пассажиров должны попасть участники конкурса. Каждый из этих вагонов соответствует одному из конкурсных категорий: танец, песня, пародия, пантомима, стихи, фокусы, ну и так далее. Выступления претендентов на победу жюри, состоящее из известных деятелей искусства, оценивало суммой баллов, и если она превышала количество очков набранных участником, уже находившимся в вагоне, то он должен был покинуть его.
Весной 1972 года музыканты группы «Generál» с успехом преодолели все этапы этого отнюдь не легкого творческого марафона, и попали в финал конкурса, который они уверенно выиграли с песней «Kövér a Nap». Призом для них за победу в конкурсной номинации стала поездка в Италию. Кроме того, триумф в самом популярном в Венгрии телевизионном шоу дал им возможность в следующем году записать свою первую долгоиграющую пластинку на студии Венгерского радио. Осенью 1972 года группа вновь участвует в телевизионном конкурсе, на сей раз это фестиваль песни и танца «Táncdalfesztivál». В то время в Венгерской Народной Республике функционировал всего лишь один телеканал, и это состязание было для начинающих певцов и музыкантов одной из немногих возможностей проявить себя перед широкой аудиторией. Многие будущие звезды венгерской эстрады получили известность именно благодаря участию в «Táncdalfesztivál». Лауреаты получали денежные вознаграждения, а также возможность записать пластинку со своими песнями. И хотя в этот раз первая ступенька пьедестала досталась Кати Ковач (Kovács Kati), исполнившей песню «Add már, uram, az esőt!», музыкантам группы «Generál» при вокальной поддержке трио «Mikrolied» удалось завоевать приз зрительских симпатий с композицией «Mit Tehet Az Ember Egy Eltört Szerelemmel». По итогам конкурса «Táncdalfesztivál ‘72» фирмой «Pepita» было выпущено 25 монофонических синглов с записями песен, участвовавших в фестивальном состязании. Группа «Generál» разделила свою семидюймовую виниловую «сорокапятку» с рок-коллективом «Korong». Также в 1972 году у группы вышли синглы «Lehajtott Fejjel / Ha Ismerném» (Pepita SP 948) и «Kövér A Nap / Százéves Kút» (Pepita SP 962).
Вскоре, после лавиной свалившегося на музыкантов успеха, маховик «Generál» был раскручен на полную катушку. Популярность группы росла как по мановению волшебной палочки. Осенью 1972 года команда переходит на профессиональную основу и отправляется в длительные гастроли по стране, во время которых играет в переполненных ревущей публикой залах. Концерт следовал за концертом, группа была все время в пути, с каждым днем увеличивая численность своих поклонников. Не все конечно было так гладко, как может показаться с первого взгляда. Несметное количество раз им приходилось ночевать в захудалых рабочих общежитиях, а порой и просто в холодных деревянных хибарах, насквозь продуваемых ветром сквозь огромные щели в стенах. Но они были молоды, полны энтузиазма и были счастливы, играя свою музыку, несмотря на все трудности. В 1973 году ребята обзавелись профессиональным менеджером. Им стал Ласло Хегедюс (Hegedűs László), работавший ранее с легендой венгерского рока группой «Omega», а затем ставший официальным концертным импресарио группы «Locomotiv GT». С его помощью в дальнейшем удалось организовать через подконтрольное венгерскому социалистическому правительству национальное гастрольное агентство «ORI» турне по ГДР, Чехословакии, Польше, Югославии, Болгарии и Австрии.
В конце 1973 года, после выпуска сплит-сингла с Джудит Сюч (Szűcs Judit) с записью песни «A Felhők Fölött Mindig Kék Az Ég» (Pepita SP 990) и возвращения из венгерских вооруженных сил клавишника Матьяша Варконьи, группа, наконец, приступила к записи на студии Венгерского радио своего первого альбома, получившего название «Staféta» (Реле). Звукоинженером пластинки был Эндре Раданьи (Radányi Endre), работавший до этого над альбомами «Illés», «Bergendy» и Шарольты Залотнай (Zalatnay Sarolta), а продюсером Дора Антал (Antal Dóra) – режиссировавшая ранее звуковые работы «Benkó Dixieland Band», «Illés» и «Locomotiv GT». Женские вокальные партии записала, автономно существующая при «Generál», вокальная фракция «Mikrolied», в которой с 1973 года вместо Хеди Шеленьи стала петь Магди Боди (Bódi Magdi), до этого исполнявшая арию Магдалины в венгерской постановке рок-оперы «Jesus Christ Superstar». Основными авторами музыкального материала альбома стали Матьяш Варконьи и Габора Новаи, и эту пластинку по праву можно назвать их совместным детищем. Песенная лирика, помимо Матьяша Варконьи и Габора Новаи, принадлежит также перу венгерского писателя, переводчика и поэта Тибора Миклоша (Miklós Tibor), поэтессы Эрики Хюсар (Huszár Erika) и Эдит Сигети (Szigeti Edit), которая в 1975 году войдет в состав «Mikrolied». Большинство песен предложенных для записи Матьяшем Варконьи, были написаны им во время службы в армии. Среди исключений – композиция «Törökméz» (Турецкий мёд), сочиненная им на озере Балатон в эпоху прото-Generál. Несмотря на то, что сразу после возвращения Матьяша Варконьи из «рядовых» в «генералы» возникла некоторая напряженность между ним и Иштваном Акошем, который к этому времени стал административным лидером группы, отвечающим, в том числе и за финансовые вопросы, однако к моменту записи альбома основные шероховатости межличностных отношений были отнивелированы и альбом вышел на удивление целостным и гармоничным. Дебютная пластинка «Generál» стала виниловым хитом не только в Венгерской Народной Республике, но и привлекла к себе повышенное внимание музыкальной общественности других стран социалистического лагеря и Варшавского договора.
Также доступно в разделе Демократы:
- Hungary
- Omega I - Trombitás Frédi És A Rettenetes Emberek (p) 1968
- Omega - Das Deutsche Album (p) 1997
- Skorpio - A rohanás (p) 1974
- Fonográf - Fonográf I. (p) 1974
- General - Rockin' & Rollin' (p) 1975
- Poland
- Но то цо (No To Co) - Но то цо (p) 1971
- Скальды (Skaldowie) - Скальды (p) 1972
- Nurt - Nurt (p) 1973
- Zbigniew Namysłowski Quartet - Polish Jazz Vol. 6 (p) 1966
- Czechoslovakia
- Pavol Hammel a Skupina Prúdy - Hráč (p) 1975
- Yuogoslavia
- Drugi Način - (p) 1975 / Nepočin - Svijet Po Kojem Gazim (p) 1977
- Pop Mašina - Kiselina (p) 1973
Tracks:
- 01. Szép Dal
(Karácsony János - Novai Gábor) - 02. Pofon
(Várkonyi Mátyás - Novai Gábor) - 03. Kérdés
(Novai Gábor - Miklós Tibor) - 04. Felelet
(Novai Gábor) - 05. Kövér Nap
(Novai Gábor - Szigeti Edit) - 06. Süllyed A Hajó
(Várkonyi Mátyás) - 07. Szélkakas
(Várkonyi Mátyás) - 08. Törökméz
(Várkonyi Mátyás) - 09. Százéves Kút
(Novai Gábor - Miklós Tibor) - 10. Koldusok Királya
(Novai Gábor - Miklós Tibor) - 11. Tűzben Égő Fények
(Novai Gábor - Szigeti Edit) - 12. Tűzmadár
(Várkonyi Mátyás) - 13. Fűrész
(Várkonyi Mátyás - Huszár Erika) - 14. Messze Szálljon
(Novai Gábor - Miklós Tibor)
Produced By Antal Dóra Engineer: Radányi Endre
Generál:
- Karácsony János - Guitar, Vocals
- Ákos István - Guitar, Vocals
- Révész Sándor - Vocals
- Várkonyi Mátyás - Keyboards, Vocals
- Novai Gábor - Bass Guitar, Vocals
- Reck Lajos – Drums
Mikrolied:
- Herczku Annamária - Vocals
- Bódi Magdi – Vocals
- Várszegi Éva - Vocals
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ О ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ! ПЕРЕСЛУШАЛ С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НЕ СМОТРЯ НА ЭКЛЕКТИЧНОСТЬ МАТЕРИАЛА, АЛЬБОМ ЦЕЛОСТЕН И ГАРМОНИЧЕН. АГБ.
ОтветитьУдалитьAny chance of a re-up? Best wishes...
ОтветитьУдалить:)
Удалить