Исполнитель: Various Artists
Страна: Cambodia
Название альбома: Cambodian Rocks
Год выпуска: 2000 (1965-1970)
Лейбл: Parallel World
Жанр: Cambo-Beat, Garage Rock, Folk-Rock, Ethnic Rock, Psychedelic
Качество: 320 kbps + FLAC
Размер: 162.58 МБ + 537.14 МБ
Длительность: 1:09:33
Ссылка [320 kbps]: Яндекс
Ссылка [FLAC]: Яндекс
Сборник камбоджийского рока под названием «Cambodian Rocks» охватывает исторический период с 1965 по 1970 год и был первоначально выпущен лейблом «Parallel World» на виниле в 1996 году, а затем переиздан на CD с дополнительными трэками в 2000-м. На обоих этих изданиях не были указаны ни имена исполнителей, ни названия композиций, ни дата записи, поскольку в то время об этом не было абсолютно ничего известно. Кропотливыми совместными усилиями энтузиастов-любителей кхмерского рок-н-ролла информация о музыкантах была по крупицам воссоздана из небытия и стала достоянием общественности несколько позже.
Камбоджийским музыкантам, чье творчество увековечено на этой компиляции, удалось во второй половине 60-х создать свою самобытную рок-музыку, представлявшую собой удивительно трогательный и искренний сплав гаражного бита, поп-психоделии и рок-н-ролла западного образца с традиционной кхмерской музыкой и культурой.
«Cambodian Rocks» - это собрание чудом сохранившихся уникальных звуковых документов безмятежной довоенной эпохи Камбоджи. В 1975 году с приходом к власти режима «красных кхмеров» рок-музыка в Камбодже оказалась под запретом, а многие музыканты, которых можно услышать на этом диске пропали без вести в кровавой коммунистической мясорубке Пол Пота и Йенг Сари. Или были арестованы и отправлены в трудовые лагеря, в которых мало кому удавалось выжить.
Началась эта удивительная история в середине 90-х, когда бывший басист панк-группы «The Screamin' Mee-Mees» из Сент-Луиса по имени Пол Вилер (Paul Wheeler), в течение нескольких лет, живший в Японии, решил перед своим возвращением на родину попутешествовать со своим приятелем по Юго-Восточную Азии и поближе познакомится с реальной жизнью этого экзотического региона. Конечной точкой маршрута была выбрана Камбоджа. Это была очень бедная страна с множеством нерешенных проблем, но, по словам самого Вилера в ней очень остро ощущалось дыхание нетронутой красоты и люди выглядели абсолютно беззаботными, очень оптимистично настроенными и бесконечно счастливыми.
Пол Вилер и его приятель решили осмотреть развалины заброшенного храма в Ангкоре и отправились туда на случайно подвернувшемся грузовике. Во время этой долгой поездки водитель беспрестанно крутил единственную имевшуюся у него кассету с песнями на кхмерском языке. «Я никогда не слышал ничего подобного», - признавался позже Пол, вспоминая о той знаменательной поездке: «Музыка, записанная на пленке, была камбоджийским отражением американской сцены конца 60-х, начала 70-х. Там можно было услышать и эсид, и поп, и соул, и психоделию, и все это звучало невероятно свежо и искренне. Это не было заокеанским импортом передовых мелодий в культуру слаборазвитой страны. Эту музыку нельзя было назвать бледной и вялой вторичной копией. Это был энергичный, творчески переосмысленный и видоизмененный психоделический рок-н-ролл от первоклассных артистов. И он вставлял по-полной!»
Куски бита, элементы сёрфа, неудержимый ритм-энд-блюз, женское групповое пение, гаражная и пост-гаражная психоделия, кубинские бонги и прото-панковский вокальный водоворот – и все это, зачастую в одной и той же песне. В популярной кхмерской музыке существует давняя традиция, когда певцы словно бы дразнят аудиторию во время исполнения и эта игривость со всей очевидностью проявляется и в камбоджийском роке. Во многих песнях отчетливо слышится наигранная вокальная ирония, столь характерная для современных японских музыкальных групп. Может даже сложиться впечатление, что музыканты в известной степени пародируют западные музыкальные модели, сознательно разрушая их звуковую структуру с точки зрения привычного музыкального смысла. Но их исполнение так безупречно и выверено, что они скорее благоговеют перед первоисточниками, скорее творчески развивают их, чем ёрничают и подсмеиваются над ними. Несмотря на виртуозное дурачество с Западным роком, местные народные стили в камбоджийской музыке в большей степени сращиваются с тайско-лаоским стилем «mor-lam», ритмические акценты и гармоническая структура которого аккуратно поглощает роковые 4/4 бьющиеся в прогрессии блюзовых аккордов. Подобная музыка будет доминировать на тайском радио в восьмидесятых.
Камбоджийский рок-н-ролл времен правления принца Сианука был настолько силен, что его вполне можно считать самостоятельным направлением гаражного рока 60-70-ых, причем не уступающим классическому американскому. Нужно обязательно также упомянуть и вокальное мастерство ведущих исполнителей того времени. Многие из них были простыми уличными артистами и не имели даже начального образования в традиционных музыкальных заведениях. Они выступали на улицах за жалкие гроши, и для них это была суровая «школа выживания». Голодные и амбициозные они сражались друг с другом, в жесточайшей конкурентной борьбе за место на столичной сцене и поэтому на вершину пробивались только профессионалы с огромным опытом выступлений и студийной работы.
Пораженный услышанным, Пол Вилер не смог удержаться от соблазна переписать кассету у водителя, а чуть позже нашел груды подобных лент в придорожном рынке. Он не смог узнать ни имена исполнителей, ни названия песен, но ко времени приезда в Пном Пень уже достаточно хорошо в них ориентировался. Камбоджийские друзья Пола рассказали ему, что подобная музыка называлась у них раньше «circle dance music». Вернувшись в Штаты, он выпустил при поддержке нью-йоркских коллекционеров Пола Мейджера (Paul Major) и Майка Эшермэна (Mike Ascherman), на принадлежащей им маленькой фирме «Parallel World» некоторые из своих уникальных камбоджийских артефактов на виниловой компиляции под названием «Cambodian Rocks». И лед тронулся… Миру был открыт доступ к феноменальному каталогу утерянных и обретенных вновь архивных страниц камбоджийского музыкального наследия. Это исторический культурный документ, который сохранил творчество по-настоящему одаренных рок-артистов, сформировавших уникальный стиль музыки едва не погибший безвозвратно в страшной и бессмысленной трагедии.
Tracks:
- 01. Yol Aularong - Jeas Cyclo (Ride A Cyclo)
- 02. Ros Sereysothea - Chnam Oun Dop Pram Muy (I'm 16)
- 03. Ros Sereysothea - Tngai Neas Kyom Yam Sra (Today I Drink Wine)
- 04. Somnang + Tuk - Sou Slarp Kroam Kombut Srey (Rather Die Under The Woman's Sword)
- 05. Sin Sissamouth - Srolanh Srey Touch (I Love Petite Girl)
- 06. Pan Ron - Rom Jongvak Twist (Dance Twist)
- 07. Pan Ron - Knyom Mun Sok Jet Te (I'm Unsatisfied)
- 08. Liev Tuk - Cambodian Rocks - Rom Sue Sue (Dance Soul Soul)
- 09. Ros Sereysothea - Jam 5 Kai Thiet (Wait 5 More Months)
- 10. Ros Sereysothea - Jah Bong Ju Aim (Old Sour & Sweet)
- 11. Samouth + Sothea + Pen Ron + Dara Jamchan - Maok Pi Naok (Where Are You From?)
- 12. Sin Sissamouth - Phneit Oun Mean Evey (What Are Your Eyes Made Of?)
- 13. Yol Aularong - Yuvajon Kouge Jet (Broken Heart Man)
- 14. Meas Samon - Jol Dondeung Kone Key (Going to Get Engage)
- 15. Ros Sereysothea - Kerh Songsa Kyoum Thay (Have You Seen My Boyfriend?)
- 16. Ros Sereysothea - Chnang Jas Bai Chgn-ainj (Old Pot, Tasty Rice)
- 17. Ros Sereysothea + Dara Jam Chan - Kone Oksok Nas Pa (We're Very Bored Dad!)
- 18. Ros Sereysothea - Kom Kung Twer Evey (Don't Be Mad)
- 19. Ros Sereysothea - Penh Jet Thai Bong Mouy (I Like Only You)
- 20. In Yeng + Pen Ron - Sralanh Srey Chnas (I Love Mean Girls)
- 21. Sin Sissamouth + Meas Samon - Komlos Teng Bey (Three Gentlemen)
- 22. Ros Sereysothea - Retrey Yung Joup Knea (The Night We Met)
Информация о некоторых исполнителях с этого диска: Sinn Sisamouth (1935-1975):
Ros Sereysothea (1948-1977):
Комментариев нет:
Отправить комментарий