Когда, в мае 1967 года четверка ливерпульских «жучков» катапультировала в окружающую реальность свой феноменальный альбом «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Перца», то музыкальный мир вздрогнул от фантастического величия записанного битлами шедевра. Это феноменальный диск разделил историю рок-музыки на доперцоый и послеперцовый периоды, и счистил, словно ластиком, границу между авангардным искусством и поп-музыкой.
Положа руку на сердце, нужно признать что музыканты «The Битлз» никогда не изобретали в музыке ничего принципиально нового, чтобы ни говорили о них злые языки. Они просто использовали находки, сделанные до них отважными первопроходцами неизведанных территорий рок-н-ролла. Они просто легко и непринужденно конвертировали сделанные до них музыкальные открытия в легкодоступный для среднестатистического обывателя формат эстрадной поп-музыки. И это у них, кто бы что ни говорил, получилась совсем не дурно. Создав своего неповторимого «Сержанта Перца», битлы приоткрыли ящик Пандоры и выпустили из бутылки, притомившегося в заточении джина. Публика требовала «продолжения банкета» и музыканты всех мастей, используя обретенную при помощи «The Битлз» универсальную формулу успеха, ринулись записывать в силу своих природных дарований, бесконечный сериал из концептуальных и псевдо-концептуальных музыкальных произведений.
В конце 1967 года, испытав эстетический катарсис после вдохновляющего прикосновения к звуковому полотну битловского «Сержанта», американский композитор, пианист и дирижер Тапер Сосси (Tupper Saussy), совместно с певцом, автором песен и продюсером Доном Гантом (Don Gant) создали музыкальный проект «The Neon Philharmonic». В январе 1969 года эта студийная формация выпустила сингл с записью песни «Morning Girl», который сумел вскарабкаться на 17-ю ступеньку списка самых покупаемых одиночных пластинок американского еженедельника «Рекламный щит». А также занял второе место в соседней Канаде.
В том же 1969 году, данное неформальное творческое объединение выпустило два полнометражных альбом «The Moth Confesses» и «The Neon Philharmonic». Записав впоследствии еще несколько синглов, которые были по большей части недооценены массовым слушателем, группа прекратила свое существование. На календаре был тогда 1972 год. Название «The Neon Philharmonic», вкупе с авторскими набросками, продали продюсеру Дэвиду Кастлу. Шоу-бизнес все-таки, не пропадать же добру. На этом обязательную информацию будем считать исчерпанной, так, что с чистой совестью переходим к произвольно-показательной программе.
Помимо имитации авангардного искусства посредством эстрадных клише, феноменальной новацией «The Битлз», воплощенной в «Сержанте Перце», является то, что любую серию разрозненных композиций, несложно объявить концептуальным произведением, при помощи номинального приведения их к единому знаменателю в виде внешней идеи, выведенной за скобки песенного повествования. Приняв в качестве музыкальной структуры поп-музыку, с обильными вкраплениями психоделии, классики и джаза, участники «Неоновой филармонии» объявили свои творения «фонографической оперой», возложив тем самым на плечи слегка растерянного слушателя бремя оценки и осмысления стилистической многогранности и художественной смелости представленного на его суд произведения. В те времена идея полноценной рок-оперы вовсю витала в воздухе и многие идейные и творческие лидеры подступались с разных концов к процессу ее воплощения в жизнь.
Дебютный долгоиграющий альбом «неоновых филармонистов», многозначительно озаглавленный ими «The Moth Confesses» (Откровения мотылька) был вдохновлен постановкой оперы «Антоний и Клеопатра» американского композитора Сэмюэля Барбера. Премьера этого музыкального спектакля в трех действиях состоялась в сентябре 1966 года, через месяц после выхода в свет в Америке битловского альбома «Револьвер». Пресса и публика встретили произведение без особого восторга и не стеснялись в выражении своих эмоций: «раздутый спектакль с проблематичным техническим оборудованием, безвкусными костюмами и чрезмерностью задействованного на сцене персонала». Тапер Сосси посетил разгромленную прессой в пух и прах оперу, после того как прочитал в газете «The New York Times», что «Антоний и Клеопатра» - чудовищная опера. Ему захотелось увидеть это кошмарное представление воочию. Он логично предположил, что данное произведение могло быть преднамеренной попыткой Сэмюэля Барбера пойти навстречу неподготовленной к восприятию современного оперного искусства аудитории.
В результате посещения «Антония и Клеопатры», у Тапера Сосси возникла идея концентрированной эстрадной оперы с главным героем, внутренне похожим на мотылька и стремящегося к новой жизни, когда вокруг него рушится все, к чему он был привязан прежде. Работая над «Откровениями мотылька», автор не предполагал, что «фонографическая опера» когда-нибудь будет поставлена на сцене, как это произошло в случае с поп-мюзиклом «Волосы» или рок-оперой «Томми». Данное произведение изначально была задумано исключительно как студийная фонограмма.
Это был своего рода вызов – Тапер Сосси стремился написать оперу настолько сложную, чтобы публика не смогла бы воспринять все ее нюансы в ходе единственного сценического представления. Но, в формате «фонографической оперы», по его замыслу, она будет становиться с каждым прослушиванием все более доступной и выразительной. Автор намеренно сочетал усложненные структуры классической музыки и простые мелодические формы, словно бы позаимствованные из клише сентиментальной поп-эстрады. Такой подход позволял превращать многие сложные музыкальные темы и художественные метафоры в хорошо знакомый слушателю поп-арт.
Чтобы компенсировать аудитории отсутствие визуальных подсказок, характерных для сценической оперной постановки, музыка «фонографической оперы» нарочито драматизирована средствами симфонического оркестра. Вокалист Дон Гант, филигранно и психологически точно передает все нюансы продвижения главного персонажа к болезненному самопознанию. Ведь лейтмотивом оперы, согласно аннотации на конверте, является отчаяние. Главный герой оперы похож на мотылька – он живет воспоминаниями о ярких мгновениях своей первой любви. Его история – это фрагментарное повествование об отчаянных попытках вернуть радость первоначальных чувств. Однако возникающие неудачи заводят его в тупик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий