вторник, 3 октября 2023 г.

Steve Vai • Flex-Able ℗ 1984

Исполнитель: Steve Vai
Страна: USA
Название альбома: Flex-Able
Год выпуска: 1984
Этикетка: Urantia Records
Жанр: Progressive Rock, Experimental
Формат: FLAC
Габариты: 242 MБ
Хронометраж: 00:41:31
Доступ: Yandex

Стив Вай - непререкаемый и безоговорочный кумир всех мало-мальски уважающих себя шестиструнных запильщиков и пиликальщиков, не говоря уже об огромной армии поклонников гитарного спринта. Спору нет – играет он виртуозно, пальцы носятся по грифу столь же быстро и непредсказуемо как тараканы в придорожной закусочной после применения боевых инсектицидов зондеркомандой местной санэпидемстанции. Безусловно, особо впечатлительных юношей, с малых лет сдавшихся без всякого сопротивления на милость гитарному рок-н-роллу, подобный магический иллюзион завораживает и заставляет раскачиваться в сомнамбулическом трансе, подобно кобре, танцующей под звуки гипнотической флейты индийского факира.
Стоит откровенно признать - коварный вирус этого опасного ментального помешательства не обошел в свое время стороной и меня, однако после ознакомления со скорострельным творчеством Ингви Мальмстина и сонма ему подобных, я все же, по прошествии определенного периода, стал хладнокровен как индеец племени гуронов к данному музыкальному жанру, поскольку явственно осознал на трансцендентальном уровне, что это тупиковая ветвь развития музыкальной эволюции.
Шведский предводитель викингов (именно так с древнескандинавского переводится имя Ингве) был, грубо говоря, тем самым отрицательным мифологическим персонажем, который умудрился приоткрыть пресловутый «ящик Пандоры» из которого выпорхнул в наш несчастный мир целый легион эпических гитарных героев, которых для пущей важности принято величать «виртуозами гитары».
Вырвавшись на оперативный простор безумные гении шестиструнных деревяшек, для которых техника исполнения, профессионализм и скорость перемещения пальцевых «отростков» по грифу является наиглавнейшим элементом в творчестве, разыгрались не на шутку. И вскоре планета, неготовая к отражению такого рода экспансии пала ниц пред их безжалостными стопами. Битва была проиграна.
Говорят, что сердце всегда в проигрыше, когда сражается с разумом. В свою очередь, когда речь заходит о так называемых чемпионах гитарной эквилибристики, то в их творчестве техническая сторона исполнения всегда будет превалировать над эмоциями. Однако именно эмоции играют в музыке главенствующую роль. Такова уж ее природа. Она способна отражать весь спектр человеческих чувств и настроений: радость и тоску, нежность и сентиментальность, легкомысленность и серьезность, энергичность и сдержанность, импульсивность и размеренность, тревогу и созерцательность.
Гитарные же рекордсмены по своей сути в первую очередь «технари», ставящие во главу угла тактико-технические характеристики исполнения, забывая зачастую о чувственной стороне музыки. Однако настоящий мастер, настоящий художник – это все же нечто большее, нежели простой ремесленник, освоивший после напряженных тренировок «смертельный аттракцион» гиперзвуковой пробежки вдоль всей протяженности гитарного грифа.
Как ни крути, а искусство рок-н-ролла, даже во времена палеолита не ограничивало себя ритуальным смакованием одной лишь голой техники. Язык не повернется назвать «технарем» (хотя по факту это так) того же Джими Хендрикса, поскольку он настоящий художник с большой буквы «Х», как бы двусмысленно это не звучало. Девиз «Выше, дальше, быстрее» - вполне приемлем для спорта, но отнюдь не для музыкального творчества.
Именно по этой причине из всего звукового наследия Стива Вая, я отдаю должное лишь двум первым, явно радикально «заппанутым» альбомам: «Гиб-Кий» (Flex-Able, 1984) и «Гиб-Кие остатки» (Flex-Able Leftovers, 1984). Последний из перечисленных изданий, все же не совсем полнометражный диск, а мини-альбом, что впрочем, на его стилистической принадлежности никоим образом не сказывается. Оба этих издания стоят в дискографии гитарного аса особняком, разительным образом отличаясь от его «канонического» музыкального наследия.
Что, впрочем, вполне объяснимо, поскольку в данный период тонкая жизненная тропинка Стива Вая волею судьбы пересеклась со скоростной автострадой Фрэнка Заппы. Случилось это следующим образом. Будучи подростком, он, как и многие его сверстники, был поклонником «Led Zeppelin», «Deep Purple» и «Queen». И вот однажды (возможно на календаре тогда была пятница тринадцатое) его угораздило натолкнуться на дебютный альбом Заппы «Freak Out!», записанный им в составе группы «Mothers Of Invention». И тут-то «крышу» несчастного отрока сорвало напрочь. Он бросился скупать все доступные в ближайших окрестностях долгоиграющие пластинки, как самого гениального рок-авантюриста, так и основанного им коллектива «Мамаши изобретения».
Когда Стиву стукнуло восемнадцать, у него, помимо врожденного таланта, в активе была еще учеба в музыкальном колледже и опыт игры в нескольких любительских коллективах, что, несомненно, добавило ему решимости отправить по почте Великому магистру экспериментального рока демонстрационную ленту со своими записями. Помимо прочего там присутствовала также аранжировка невероятно сложной музыкальной пьесы «The Black Page» (автор Заппа), которая представляла собой сочинение для ударной установки и мелодической перкуссии.
Маэстро по достоинству оценил музыкальные способности даровитого юноши и ответил что-то вроде: «Ваша игра имеет несомненный потенциал». Воодушевленный Вай рванул в Лос-Анджелес и был принят на должность нотного писаря - стал перекладывать музыку Заппы на ноты и делать аранжировки его гитарных соло, благо имел недюжинный талант в этой области. Пару лет спустя Стив спросил Фрэнка, может ли он играть в его группе, и тот не без сарказма полюбопытствовал: «Почему?». Не раздумывая, Вай ответил: «Потому, что я знаю каждую твою песню». И был принят.
Очутившись в самом логове своего кумира, и будучи зачислен в члены его музыкального диверсионного отряда, Стив Вай имел все основания считать себя не просто востребованным музыкантом, но и самым счастливым человеком на свете. Однако вместо этого он ощущал глубочайший эмоциональный спад:
«Я все время находился рядом с Заппой, а он был таким циником… Я испытывал тогда душевный кризис и постепенно стал перенимать от него цинизм и отвращение к миру. На полтора года я впал в тяжелейшую депрессию и постоянно ощущал внутреннюю тревогу. Я не мог улыбаться, не мог смеяться – я попросту начал разрушаться, физически, умственно и духовно».
И тут в руки несчастного гитариста мистическим образом попалась книга У. С. Андерсона по практической психологии, которая была наполнена подобного рода наставлениями:
«Все вещи и все обстоятельства должны быть сначала созданы на ментальном уровне. Когда такое творение ясно и рождено верой и убеждением, ничто не может помешать этому образу стать реальностью. Как только этот образ вошел в ваше сознание, и вы приняли его, вы сделали все, что вам было необходимо. Весь процесс творения - время, место и обстоятельства - должны быть оставлены в руках всезнающего Подсознательного Разума. Физические обстоятельства, к которым вы стремитесь, могут исходить из ожидаемого вами направления или откуда вы даже не предполагали. Не напрягайтесь, не рвитесь и не будьте нетерпеливыми. Просто имейте веру, и пусть все идет само по себе... Вам ничего не нужно делать, кроме как создать ментальный образ с полной верой, и этим простым действием процесс будет полностью завершен. Будьте уверены, что образ станет реальным в вашем физическом мире, поскольку вы имеете дело с действующим законом».
Прочитав эту книгу Стив Вай, бросил курить, стал вегетарианцем и ушел прочь от Заппы.
Затем он купил дом в Силмаре (пригород Лос-Анджелеса, славящийся своими оливковыми садами), устроил там профессиональную студию звукозаписи в сарае на заднем дворе, и начал работать над своим собственным музыкальным материалом. Отныне он мог без всякой оглядки на авторитеты, делать, то, что хочет и двигаться в любом направлении, но сила притяжения рок-звезды по имени Заппа была настолько велика, что на нашему молодому дарованию было не просто выскочить за пределы отведенной ему орбиты.
Мощное магнетическое влияние великого авантюриста и звукового мистификатора явственно проявляется на дисках «Flex-Able» и «Flex-Able Leftovers» практически в каждой композиции. Однако, именно эта внешняя вторичность и делает обе эти пластинки особенно привлекательными для ретроспективы, поскольку даже после их внеочередного «контрольного» прослушивания, по-прежнему теряешься в догадках, кто же, собственно говоря, на кого в большей степени влиял: маэстро на подмастерье или же ученик на наставника?


Tracks:
• 01. Little Green Men 5:39
• 02. Viv Woman 3:09
• 03. Lovers Are Crazy 5:39
• 04. Salamanders in the Sun 2:26
• 05. The Boy/Girl Song 4:02
• 06. The Attitude Song 3:23
• 07. Call It Sleep 5:09
• 08. Junkie 7:23
• 09. Bill's Private Parts 0:16
• 10. Next Stop Earth 0:34
• 11. There's Something Dead in Here 3:46

All songs written by Steve Vai
Produced by Steve Vai


Band:
Steve Vai - electric guitar, acoustic guitar, synthesizer, bass, percussion, piano, keyboards, sitar, vocals, bells, producer, engineer, drum machine, drum programming, design, and mixing
+
Scott Collard - synthesizer, keyboards, Fender Rhodes
Larry Crane - lyre, xylophone, bells, vibraphone
Greg Degler - clarinet, flute, saxophone
Joe Despagni - sound effects
Laurel Fishman - vocals
Peggy Foster - bass
Chris Frazier - drums
Stuart Hamm - bass, sound effects, vocals, background vocals
Bob Harris - trumpet
Irney Rantin - vocals
Ursula Rayven - vocals
Billy James - percussion, drums
Paul Lemcke - keyboards
Pia Maiocco - vocals
Tommy Mars - violin, keyboards, vocals
Lill Vai - sound effects
Chad Wackerman - drums
Pete Zeldman - percussion, drums



Комментариев нет:

Отправить комментарий