вторник, 29 декабря 2020 г.

Заметки на салфетке: о неминуемом кризисе хард-рока в конце 70-х.

Во второй половине семидесятых, в преддверии кризиса хард-рока, как жанра было еще не очень понятно, что станет через несколько лет с твердым роком, как с музыкальным явлением. Здесь хочется уточнить сразу во избежание недоразумений, что под хард-роком подразумевается подветвь прогрессивного рока конца 60-х, начала 70-х, основанная на тяжелом белом блюзе британской разновидности, а вовсе не то, что подразумевается под этим термином ныне, и что очень точно описывается простонародным выражением «хардень». Мы же дабы не вызвать негативные эмоции сторонников хард-рока, как угарного жанра, будем ужасно политкорректно и зверски толерантно называть первородный истинный хард-рок «твердым роком», а его более позднюю эрзац-мутацию – «тяжелым роком».

Итак. В середине второй половинке декады семидесятых было ясно, что твердый рок подошел к завершающей стадии своего развития и находится всего лишь в шаге от неминуемого творческого застоя. С другой стороны все еще теплилась надежда, что каким-то чудом появится «второе дыхание» и жанр продолжит свое прогрессивное развитие по спирали. Но все признаки кризиса были уже налицо и бродили неподалеку от него, словно стая гиен возле израненной жертвы. Или, как тень отца Гамлета в ожидании полночи, если выражаться менее кровожадно.

К несчастью разразившаяся в то же время танцевальная лихорадка субботнего вечера лишь усугубила наметившуюся ситуацию грядущего полного разложения твердого рока. Оголтелая популярность диско-музыки в корне изменила актуальные тренды и форматы шоу-бизнеса, спихнув хард-рок на обочину главной музыкальной автострады. Идеологически невыдержанные потребители хард-рока и глэма как модных направлений, со сменой маркетинговых приоритетов стали напыщенными завсегдатаями дискотек, а радикально настроенная бунтующая молодежь устремилась в экстремистские объятия панка.

Оставшиеся в стороне от былой звездной славы инертные адепты тяжелой ветви твердого рока не смогли поступиться принципами и своей примитивной реакцией на сложившуюся ситуацию, окончательно завершили деградацию жанра, максимально увеличивая громкость звука и спешно вырезая тупыми, ржавыми ножницами из сложившегося ранее стиля любые эстетические намеки на классику и блюзовое прошлое. Так твердому року пришел полный капут как прогрессивному жанру. На мой взгляд, это довольно типичная и закономерная история. В среднем за пять-семь лет, любой музыкальный стиль проходит полный жизненный цикл, после чего следует либо неминуемая гибель и забвение, либо долгая, жалкая и дряхлая старость.

Stone Harbour • Emerges ℗ 1974

Исполнитель: Stone Harbour
Страна: USA
Название альбома: Emerges
Год выпуска: 1974
Этикетка: Stone Harbour Records
Жанр: Psychedelic, Experimental
Формат: FLAC
Габариты: 193 MБ
Хронометраж: 00: 33:31
Доступ: Yandex

Прослушав этот диск, один ошеломленный музыкальный рецензент сказал в порыве снизошедшего на него трансцендентального откровения, что данный альбом настолько ужасен, что практически гениален. Нужно честно признать, что эта экспериментальная звуковая работа и впрямь не для тех, у кого пошаливают нервишки от постоянного нагнетания пандемического психоза зондеркомандой межгалактической фармакологической мафии, раздувшей ради своего обогащения из обычного острого респираторного заболевания смертельную угрозу для всего человечества. Впрочем, оставим оценку их злодеяний судебным заседателям на новом Нюрнберге.