вторник, 16 января 2018 г.

Scotty Moore • The Guitar That Changed the World ℗ 1964



Исполнитель: Scotty Moore
Страна: USA
Название альбома: The Guitar That Changed the World
Год выпуска: 1964
Этикетка: Epic Records
Жанр: Rock'n'Roll, Rockabilly, Pop Rock
Формат: 320
Габариты: 66,9 MБ
Хронометраж: 00:28:21
Доступ: Mega

Гитара, которая изменила мир. Не больше, не меньше. Американский гитарист Уинфилд Скотт Мур третий (Winfield Scott Moore III), более известный в рок-н-рольных кругах как «Скотти» Мур родился 27 декабря 1931 года в городе Гарсден (штат Теннесси). Скончался после продолжительной болезни в Нэшвилле, 28 июня 2016 года, в возрасте 84 лет. Скотти Мур был не просто одним из самых выдающихся гитаристов, он стоял у истоков рок-музыки и играл с Элвисом Пресли в самом начале его карьеры, когда тот был еще экспрессивным «королем рок-н-ролла», а не самодовольным, разжиревшим «султаном неаполитанских романсов». Многие ведущие музыкальные критики сходятся в предположении, что именно великолепная техника владения шестиструнным инструментом и профессионализм высочайшего уровня, которым изначально славился Скотти Мур, и послужили тем ракетоносителем, который помог вывести скромный вокальный «спутник» Элвиса на космическую орбиту. Близкий друг и летописец музыканта Джеймс Дикерсон считает, что Скотти Мур был одним из истинных основоположников рок-н-ролла. Благодаря придуманным им блестящим гитарным соло, многие выдающиеся рок-музыканты, находили в его неповторимом творческом почерке неиссякаемый источник для вдохновения и стали невольными последователями Великого Гуру, возведя на краеугольном камне его гитарных инноваций свои собственные музыкальные конструкции. Скотти Мур стал путеводной звездой для многих амбициозных покорителей шестиструнок, в том числе для таких гитарных гуру как Джордж Харрисон (George Harrison) и Джефф Бек (Jeff Beck). Кит Ричардс (Keith Richards) из «Rolling Stones» сказал о Муре следующее: «В тот день, когда я услышал «Heartbreak Hotel», я понял, чем хочу заняться в жизни. Все что я хотел – играть на гитаре и звучать так. Это было ясно как день. Все хотели быть Элвисом, а я - Скотти Муром». Справедливости ради нужно отметить, что в записи этой песни принимал участие не один, а два гитариста: помимо упомянутого ранее Скотти Мура, был задействован также легендарный гитарист Чет Аткинз (Chet Atkins) – который по утверждению журнала «Rolling Stone» спас своим поп-звуком кантри-музыку Нэшвилла от коммерческого забвения. И кто из них, столь кардинально повлиял на неокрепшую психику британского юноши выяснить теперь крайне затруднительно, а, учитывая тот факт, что невинное дитя рок-н-ролла, начиная с середины шестидесятых, провело в психоделическом угаре большую часть своей жизни, то, наверное, уже практически невозможно. Однако вернемся непосредственно к самому Скотти Муру.


Мур начал играть на гитаре в возрасте восьми лет и вскоре увлекся музыкой кантри и джазом, с каждым днем совершенствую свое профессиональное мастерство в этих жанровых направлениях. В июле 1954 года Сэм Филлипс (Sam Phillips), владелец фирмы грамзаписи «Sun Records» в Мемфисе, неожиданно подписал довольно маститого к тому времени гитариста Скотти Мура и не менее искушенного в профессии контрабасиста Билли Блэка (Billy Black) для инструментального сопровождения неопытному новичку Элвису, который не прошел еще толком через горнило шоу-бизнеса и не соответствовал жестким стандартам музыкального рынка к претендентам на роль новой большой звезды белой эстрады. Юное дарование позорно завалило тестовую сессию звукозаписи, проторчав в студии без мало-мальски удовлетворительного результата целый день, испортив на неудачные дубли различных песен огромное количество нервов и магнитной ленты. Стоит ли удивляться этому обстоятельству - ведь его прежде никто не принимал как певца всерьез - он даже не прошел вокальной пробы в захудалый местный госпел-квартет. «Они сказали, что я не умею петь», - жаловался позже обиженный Элвис Вернонович Пресли на свою горькую судьбу. А ему в очередной раз советовали бросить петь и вернуться к тому, что он умел делать лучше всего на свете – крутить баранку грузовика. И не быть бы будущему «королю» даже «маркизом», если бы владелец фирмы Сэм Филлипс, махнул бы рукой на свои несостоявшиеся надежды на потенциальную финансовую наживу и отнес бы материальные расходы на дилетантские потуги Элвиса в разряд «вынужденная благотворительность». Но, студийные мастера жанра, Скотти Мур и Билли Блэк, превратили раскрепощенное дуракаваляние Пресли, исполнившего напоследок перед своим окончательным списанием со счетов, блюзовую композицию «That's All Right», в разухабистый шлягер, отформатировав ее в соответствии с самыми актуальными тогда музыкальными трендами. И тем самым обрекли Пресли на фантастическую популярность и бесславную кончину от сердечной недостаточности на полу ванной комнаты в уединенном шикарном поместье «Грейсленд» в Мемфисе в возрасте 42 лет от роду 16 августа 1977 года. Но не будем о грустном.


Во время записи песни «That's All Right» Скотти Мур играл на гитаре «Gibson ES-295», впоследствии получившей почетный титул «Гитара, которая изменила мир». Этот инструмент можно также услышать на трех следующих синглах, выпущенных фирмой грамзаписи «Sun Records»: «I Don’t Care If The Sun Don’t Shine/Good Rockin’ Tonight» (1954); «Milkcow Blues Boogie/You’re A Heartbreaker» (1954) и «I’m Left, You’re Right, She’s Gone/Baby Let’s Play House» (1955). В умелых руках Мура эта модель полуакустической шестиструнки зазвучала так, что вскоре стала одной из самых известных гитарных марок в рок-н-ролле. Справедливости ради нужно отметить, что фирменный саунд Скотти Мура появился во многом благодаря владельцу «Sun Records» Сэму Филипсу, чья ориентированная на ритм концепция простого, беспощадного звука привела, в конечном счете, к отказу нашего героя от вычурной пальцевой техники игры на гитаре, характерной для поп-музыки и кантри, в пользу упрощенного, динамичного и непричесанного звучания.


Сделаем небольшое отступление, чтобы сказать несколько слов непосредственно о легендарном музыкальном инструменте «Gibson ES-295». В сущности, эта гитара представляет собой серийную модель «Gibson ES-175» с внесенными в ее конструкцию небольшими техническими изменениями и окрашенную в вычурный цвет «золотой металлик». Такая отделка считалась тогда крайне непристойной, впрочем, как и музыка, которая исполнялась на этой гитаре. «Крестный отец» этой марки, виртуозный американский гитарист, изобретатель электрогитары с цельным корпусом Лестер Уильям Полсфусс, более известный как Лес Пол (Les Paul), так говорил о цветовой гамме этого инструмента в одном из своих интервью: «Золото было довольно возмутительным цветом в 1951 году. Это не заставляло вас играть лучше - просто вы выглядели круче». Из воспоминаний Скотти Мура: «Когда я служил на флоте во время Корейской войны, мы с приятелями купили уцененные японские гитары «Fender», которые были настолько плохими, что их лады износились уже через три месяца. Клянусь, эти лады были сделаны из старых пивных банок! Я демобилизовался из военно-морского флота в январе 1952 года и решил, что куплю себе хорошую гитару». Мур приобрел электрогитару «52 Fender Esquire» с цельным корпусом, но его душа к ней не тяготела. «Я шел по улице в Мемфисе возле магазина «OK Houck Piano Company», и я увидел в витрине парня, который выкладывал новую гитару. Это был тот самый «Гибсон», весь золотой и блестящий. Это была первая позолоченная гитара увиденная мною в жизни. Я сказал себе: «Ух, ты!!! Да, это самая красивая вещь на свете!» Я понял, что она мне необходима просто позарез, поэтому я продал магазину свой «Esquire» и немедленно купил эту гитару. Вероятно, она не простояла в витрине и десяти минут».


Ну, и напоследок о самом альбоме «The Guitar That Changed the World» (Гитара, которая изменила мир). В 1964 году, когда он был выпущен в свет фирмой грамзаписи «Epic Records», развитие рок-н-ролла как жанра было уже завершено, он намертво застрял в закостеневшей стилистической раковине, и растративший изрядную долю своей заводной энергетики и спонтанного сумасшествия, стремительно сходил со сцены, теряя свою актуальность. На смену рок-н-роллу пришли твист и калифорнийский сёрф - мир теперь танцевал уже совсем другие танцы. Грянувший следом сокрушительный ураган «Битломании» не оставил рок-н-роллу ни единого шанса на возвращение в разряд музыкальных фаворитов в этой жестокой, бесконечной битве за обладание сердцами молодого поколения. Стоит ли удивляться, что выпущенный Скотти Муром дебютный альбом, несмотря на его профессиональное мастерство и блестящую технику владения шестиструнным инструментом, не произвел сенсации на музыкальном рынке, невзирая на одиозный заголовок. Всему свое время. Поезд уже ушел. Хотя попытка заскочить на ходу в последний вагон стремительно уходящего состава видна на этой пластинке даже невооруженным глазом. Следы нещадной эксплуатации вселенской популярности Элвиса, здесь кажется на каждом шагу, начиная с репертуара, целиком позаимствованного из копилки «рок-н-рольного Короля», заканчивая участием в записи выпускников из класса Пресли – барабанщика Ди Джей Фонтана (DJ Fontana) и вокального квартета «The Jordanaires». Однако звучание на пластинке все же ближе к Нэшвиллу, нежели к Мемфису, поскольку на ней явное преобладание среднего темпа и слишком много «деревенского» фортепиано и цветастого, расслабленного саксофона. И призрачный дух Чета Аткинса витает над всем этим респектабельным благозвучием. Тут нет даже отдаленного намека на чувственную эмоциональность Элвиса, пронизывающую слушателя изнутри своим инопланетным магнетизмом. Впрочем, это может быть даже и к лучшему, поскольку нет ничего более отталкивающего, нежели бессмысленные попытки дважды войти в одну и ту же реку. Поползновения воспроизвести фантастическую атмосферу ранних синглов Элвиса эпохи «Sun Records» скорей всего закончились бы полным фиаско. Не исключено, что в этой работе Скотти Мур совершенно сознательно ставил перед собой совершенно другую цель – он стремился предстать перед слушателями музыкантом с большой буквы, зрелым и виртуозным гитаристом, способным играть изящно, сноровисто и ловко. И хотя на альбоме слишком много отточенного профессионализма и на нем просто не осталось свободного места для спонтанного рок-н-рольного сумасбродства, тем не менее, это весьма любопытная пластинка, которая позволяет нам составить представление о самостоятельном творческом потенциале сподвижников «Короля рок-н-ролла» после того как он вознесся на самую вершину музыкального Олимпа. Как ни крути – эта гитара действительно изменила мир.



Tracks:
• 01. Hound Dog 2:10
(Leiber – Stoller)
• 02. Loving You 2:30
(Leiber – Stoller)
• 03. Money Honey 2:09
(Stone)
• 04. My Baby Left Me 2:17
(Crudup)
• 05. Heartbreak Hotel 2:41
(Axton – Durden – Presley)
• 06. That's All Right 2:21
(Crudup)
• 07. Milk Cow Blues 2:26
(Arnold)
• 08. Don't 2:43
(Leiber – Stoller)
• 09. Mystery Train 1:58
(Parker – Phillips)
• 10. Don't Be Cruel 2:04
(Blackwell)
• 11. Love Me Tender 2:43
(Presley)
• 12. Mean Woman Blues 2:13
(DeMetrius)



Комментариев нет:

Отправить комментарий