среда, 1 августа 2018 г.

Tomasz Stańko • Twet ℗ 1974



Исполнитель: Tomasz Stańko
Страна: Poland
Название альбома: Twet
Год выпуска: 1974
Этикетка: Power Bros
Жанр: Jazz, Free Jazz
Формат: FLAC
Габариты: 227 MБ
Хронометраж: 00:39:46
Доступ: Yandex

Утром 29 июля 2018 года в варшавском онкологическом центре от рака легких скончался выдающийся польский джазмен, трубач Томаш Станько (Tomasz Stańko). Мир праху.


Томаш Станько

11.07.1942 — 29.07.2018


Трубач и джазовый композитор, один из самых оригинальных джазовых музыкантов в Европе. Родился 11 июля 1942 года в Жешуве. Умер 29 июля 2018 года в Варшаве.

С начала 60-х гг. прошлого века Станько относится к важнейшим музыкантам польской джазовой сцены. Он сильно повлиял на ее развитие и достижения. Преимуществом Томаша Станько является индивидуальный тон, настроенческая атмосфера, славянская меланхолия, легко узнаваемая с первых звуков характерного звучания трубы. Музыкант записал около сорока авторских альбомов, сочинил музыку к нескольким десяткам фильмов, в т.ч. «Проказа», «Дыра в земле», «Прощание с Марией», «Рейх», «Стиратель», и к театральным постановкам - «Балладина», «Ненасытность», «Роберто Зукко», «Освобождение».

Выступал с концертами по всему миру, в том числе вместе с Сесилом Тейлором, Яном Гарбареком, Питером Ворреном, Стью Мартином, Эдвардом Весалой, Дональдом Черри, Гари Пикоком, Дэйвом Холландом, Кшиштофом Комедой, Адамом Маковичем, Янушем Муняком, Збигневом Сейфертом, Михалом Урбаняком, Томашем Шукальским. Лауреат многочисленных польских и международных музыкальных премий. Был первым лауреатом Европейской джазовой премии (2003). В своей карьере создал множество неповторимых произведений, привлекая внимание джазовых дилетантов и вызывая восторг поклонников.

Первые шаги в джазе


Свое музыкальное образование Станько начал с обучения игре на фортепиано в начальной школе, а закончил дипломом Государственной высшей музыкальной школы в Кракове по классу трубы. В 1962 году вместе с контрабасистом Яцеком Осташевским, пианистом Адамом Маковичем и барабанщиком Виктором Перельмуттером создал группу Jazz Darings, которая считается одной из первой представительниц фри-джаза в Европе. Через год талантливого трубача пригласил к сотрудничеству пианист и композитор Кшиштоф Комеда. Станько четыре года играл в его легендарном квинтете, принимал участие в записи диска «Astigmatic» (1965). Музыка Комеды, далекая от фри-джаза, но очень современная, сильно повлияла на молодого музыканта, особенно в области мелодики.

В 1967 году появился известный Tomasz Stańko Kwartet (Януш Муняк - саксофон, флейта, Ян Гончарчик/Бронислав Суханек - контрабас, Януш Стефанский - ударные), через год преобразившийся в Tomasz Stańko Quintet после того, как к группе присоединился саксофонист и скрипач Збигнев Сейферт. Tomasz Stańko Quintet записал три диска «Music for K.» (1970), «Jazz Message from Poland» (1972) и «Purple Sun» (1973). На разных этапах своего творчества музыканты играли и абсолютные импровизации, и музыку, в которой точно определенная тема была ключевым пунктом инструментальных сольных выступлений.

Синтетически и акустически


В 1973 году вместе с барабанщиками Сту Мартином и Томашем Шукальским Станько записал диск «Fish Face». В композициях, вошедших в альбом, он одним из первых среди джазменов начал экспериментировать с электроникой. До середины 80-х гг. Станько не был связан ни с одной группой, выступал с разными музыкантами. С саксофонистом Томашем Шукальским, барабанщиком Эдвардом Веселей записал, например, альбомы «Twet» (контрабас - Питер Воррен) и «Балладина» (контрабас - Дэйв Холланд). Во время своего пребывания в США Станько записывался с Сесилом Тейлором и Гари Пикоком, а в Индии записал сольный альбом в мавзолее Тадж-Махал. В 1985 году Томаш Станько создал группу «Freeelectronic», в которой сконцентрировался на экспериментах с синтетическим звучанием.

В 90-х Томаш Станько вернулся к акустической игре, сотрудничал с Джоном Кристенсеном и Арильдом Андерсеном (альбом «Bluish»), Бобо Стенсоном, Андерсом Джормином и Тони Окслеем (альбом «Bosonossa and other Ballads»). Уже почти 10 лет он концертирует и записывается для компании ECM Records с молодыми музыкантами из Simple Acoustic Trio, которое переросло в Marcin Wasilewski Trio (Марчин Василевский - фортепиано, Славомир Куркевич - контрабас, Михал Миськевич - ударные).

Корни Станько


Станько очарован творчеством Винсента Ван Гога и Амедео Модильяни, книгами Джеймса Джойса, Франца Кафки, Уильяма Фолкнера. Корни музыки, которую он пишет, - в кул-джазе в его классической версии 50-60-х гг.

«Меня всегда интересовала традиция, - говорит Станько. - У Кшиштофа Комеды мы, главным образом, слушали Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна. Они меня вдохновляли. Конечно, важен был также Орнетт Коулман, но, скорее, не как образец конкретной музыкальной традиции, а как пример отношения к искусству - пример поиска и бунта».

Станько бывал эксцентриком и провокатором, играл, используя длинные открытые free-структуры. Одним из самых важных элементов его музыки являются спонтанные, кипящие энергией импровизации, которые складываются в хорошо продуманное, последовательное единство. В интервью Томаш Станько часто признается:

«Джаз быстро становится привычкой. Я не занимаюсь ничем другим. Игра на трубе - это моя жизнь. Для меня в джазе важнее всего импровизация, то есть роль креативности в процессе творчества. Своеобразные звуковые ассоциации, совершение выбора, философия ошибки. На самом деле я создаю шифры, которые дают возможность импровизировать. Это возможно, потому что музыка абстрактна и даже минимальное изменение темпа создает совершенно иную фразу. У меня есть свои любимые аккорды, которые я могу менять так, чтобы за одну секунду лирическое настроение перешло в ярость».

Второй важной составляющей произведений Томаша Станько стала сильно развитая мелодика - в основном, насыщенная лирикой и романтической мечтательностью. Третьей, такой же важной частью музыкального языка Станько, как импровизация и мелодика, является звучание его трубы. Роберт Бучек в книге «Краковский джазовый путеводитель» пишет:

«Это «грязное» звучание, а одновременно удивительно прозрачное, проникающее вглубь сердца, иногда напоминающее крик, а иногда всхлипы. Звучание богатое и, как все творчество Станько, очень личное и легкоузнаваемое. Это звучание, объединенное с любимыми трубачом изменениями мелодии, становится совершенно сумасшедшим, эмоциональным, иногда даже болезненным. Музыка Станько - это своего рода музыкальная версия экзистенциальной философии. Боль, сопутствующая существованию, вписывается в звучание, способ деления на фразы и выразительные средства, которые использует Станько».
В феврале 2010 года музыкант был удостоен премии Фредерик, присуждаемой представителями польских звукозаписывающих компаний, в категориях «джазмен года» и «джаз-альбом года» (для альбома «Dark Eyes»). В том же году вышла автобиография Станько «Desperado», состоящая из интервью, которые провел с музыкантом Рафал Ксенжик. В ней Станько рассказал в т.ч. о долгом периоде зависимости от наркотиков и алкоголя и своей борьбе с этим:

«Я жил, как дьявол, сходил с ума от ярости. В карман бросал пригоршни гашиша без упаковки, сигареты, амфетамин, таблетки. Бутылку. Все, что надо, было в кармане. На голову надевал платок. Завязывал его на шее, как деревенская баба. Сверху надевал шляпу, как перуанская женщина. (…) Я так и говорил: «Я перуанка!» У меня не было тормозов. Я четко ощущал, что вхожу в пространство сумасшествия».

В 2013 году Томаш Станько закончил работу над диском «Вислава», к созданию которого его вдохновила поэзия Виславы Шимборской, воспоминания о совместных выступлениях с поэтом за несколько лет до этого, а также место «неисчерпаемого восхищения, встреч и экспериментов» - Нью-Йорк. Именно там в июне 2012 года были записаны произведения из этого альбома.


Диск открывается и заканчивается произведением «Вислава» - оно было размещено в двух версиях, потому что музыканты не смогли принять решения, какая из них лучше. Но благодаря этому можно послушать две разные интерпретации той же композиции, это поможет лучше почувствовать, какие эмоции стоят за каждым звуком, и интерпретировать аккорды. Станько указывает также на то, что процесс написания стихов и сочинения музыки похож. Он считает, что можно пойти этим путем и читать музыку так, как мы читаем стихи.

В 2014 году Станько получил премию «Паспорт Политики» как творец культуры. В этот же день в Париже Академия джаза во главе с Франсуа Лашармом присудила ему Премию европейского музыканта года - Prix du Musicien Européen - за творческие достижения. В этом же году Станько стал лауреатом одной из трех почетных наград Preis der deutschen Schallplattenkritik (PdSK), признаваемых независимой ассоциацией, состоящей из более 140 музыкальных журналистов из Германии, Австрии и Швейцарии. Выдающийся музыкант умер 29 июля 2018 года в варшавской онкологической больнице в возрасте 76 лет.

Самые важные авторские диски Томаша Станько:


• Music for K. (1970)
• Music from The Taj Mahal (1980)
• Music '81 (1982)
• Freelectronic (1987)
• Witkacy - Pejotl (1988)
• Freelectronic: Switzerland (1988)
• Bosonossa and other Ballads (1993)
• Balladyna (1994)
• Matka Joanna (1995)
• Roberto Zucco (1995)
• Leosia (1997)
• From The Green Hill (1999)
• Soul of Things (2002)
• Suspended Night (2004)
• Wolność w Sierpniu (2005)
• Lontano (2006)
• Dark Eyes (2009)
• Wisława (2013)
• POLIN (2014)
• December Avenue (2017)


© Culture.pl



Tracks:
• 01. Dark Awakening
(Stanko - Vesala - Warren - Szukalski)
• 02. Twet
(Stanko - Vesala - Warren - Szukalski)
• 03. Mintuu Maria
(Stanko - Vesala - Warren - Szukalski)
• 04. Man From North
(Stanko - Vesala - Warren - Szukalski)
• 05. Night Peace
(Stanko - Vesala - Warren - Szukalski)

Recorded:in April 1974, Warsaw, Poland
Krzysztof Popek - executive producer

Personnel:
Tomasz Stanko - trumpet
Tomasz Szukalski - tenor saxophone, soprano saxophone, bcl
Edward Vesala - drums
Peter Warren - contrabass


2 комментария:

  1. Ответы
    1. Music of youth. In the 70s and 80s, vinyl records with Polish jazz could be bought without problems at our record stores. The situation with Polish rock was more complicated. I will try in the near future to lay out something else from Polish jazz.

      Удалить