вторник, 13 июля 2021 г.

Записи шведского духового оркестра «Mercblecket» вдохновили Пола МакКартни на идею оформления альбома «Сержант Перец»


На свете, наверное, мало найдется людей, которые хотя бы краешком глаза не видели легендарную обложку феноменального альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Перца», записанного в 1967 году ливерпульской четверкой «The Битлз». Говорят, что в шестидесятых годах прошлого столетия это была самая фешенебельная обложка поп-пластинки, породившая множество различных подражаний среди сонма последователей. Оформление альбома обошлось создателям в кругленькую сумму. Возможно, что даже в веке нынешнем, она остается чемпионом по количеству вложенных в производство британских казначейских ассигнаций.
Обложка альбома, на котором музыканты «The Битлз», одетые в вычурную униформу, стилизованную под викторианскую эпоху, изображают участников вымышленного милитаристского духового оркестра под управлением сержанта Перца. После успешного выступления они позируют перед сценой в парке со своими слушателями, в роли которых выступают разного рода знаменитости и популярные особы. Идея оформления диска «Сержант Перец» принадлежала Полу МакКартни. А над воплощением ее в жизнь работали американский художник Питер Блейк, дизайнер Джейн Хейворт (супруга Питера), фотограф Майкл Купер и арт-директор Роберт Фрейзер (приятель Пола и владелец картинной галереи).
И хотя традиционно считается, что замысел художественного оформления знаменитого альбома родился в мозгу Пола МакКартни, но вполне возможно, что источником вдохновения для создания дизайна пластинки послужил миньон, записанный в 1964 году шведским духовым оркестром «Mercblecket». Его обложка до некоторой степени напоминает оформление «Сержанта Перца», который увидит свет лишь три года спустя. Однако обо всем по порядку. Для начала небольшая информационная справка об этом любительском коллективе.
Духовой оркестр «Mercblecket» был образован осенью 1962 года в Стокгольмской школе экономики. Представители студенческого союза этого старейшего частного учебного заведения Швеции, Петер Горпе и Бенгт Саве-Седерберг решили создать свой собственный оркестр и стали среди студентов разыскивать тех, кто умеет играть на духовых инструментах. В оркестр записалось порядка 25 человек. Некоторые из них умели вполне прилично играть на музыкальных инструментах, некоторые – сносно, но большинство – плохо, или даже очень плохо. Впрочем, когда данное обстоятельство кого-нибудь останавливало?
Оркестр решили назвать «Mercblecket». Словечко «blecket» по-шведски вроде бы означает «медь», или что-то вроде этого. А «merc» - это часть латинского корня, встречающегося в словах «mercabilis» (торговый), «mercator» (торговец) или «mercatus» (рынок). Для начала разучили парочку маршей: «Unga örnar» и «Käcka pojkar». Их исполнили на Центральном вокзале Стокгольма, провожая людей из профсоюза. Звучало ужасно.
Весной 1963 года оркестр «Mercblecket» приобрел у столичного музыкального театра «Oscars» большое количество списанных сценических долманов. Долман – это часть гусарского мундира: короткая однобортная куртка со стоячим воротником и шнурами, поверх которой надевался ментик. Долманы оставались униформой оркестра на протяжении более двух десятков лет.
Помимо инструменталистов в оркестре имелся и солист – английский студент Роджер Алан Уоллис, учившийся в Швеции по программе студенческого обмена. В 1965 году он сформирует свою собственную группу «Science Poption». А до этого, будучи в рядах оркестра, он написал серию пародийных аранжировок на популярные песни «The Битлз». Исполняя их оркестр приобрел широкую популярность среди молодежи и вскоре выпустил на фирме грамзаписи «Phillips» миньон с вызывающим названием «Mercblecket Beats the Beatles». На этом семидюймовом виниловом диске было записаны четыре песни ливерпульского квартета. Они были исполнены с подкупающим мальчишеским озорством и, хотя они беззастенчиво эксплуатировали растущую популярность «The Битлз», но в них не было ни капли низкопоклонства перед взлетевшими на космическую орбиту эстрадными звездами.
В конце июля 1964 года ливерпульские «жучки» нагрянули с концертами в шведскую столицу. В аэропорту посланцев ливерпульского рок-н-ролла встречала восторженная толпа поклонников. Чтобы подчеркнуть особую пышность церемонии встречи участники «Mercblecket» исполнили для иностранных гостей несколько их сочинений в своей обработке. Кроме того, Роджер Уоллис был в числе тех, кто встречал участников ансамбля на трапе самолета. В сохранившемся документальном видео об этом событии Роджер непринужденно шутит с Полом МакКартни. Скорей всего Уоллис рассказал ему, что оркестр записал пластинку с песнями «The Битлз» и Пол попросил подарить ему копию. Роджер приехал вечером в гостиницу, где остановилась группа, и передал МакКартни диск с записью оркестра. Этот факт подтверждает музыкальный импресарио Йорген Йоханссон., присутствовавший при этом. В интервью, данном шведской прессе, Пол МакКартни упомянул о комедийных записях битловских песен, сделанных оркестром «Mercblecket», и, сказал, что они ему понравились и, что это невероятно круто.
Так, что когда речь зашла о разработке оформления для альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Перца», Пол наверняка, вспомнил о подаренной ему в Швеции пластинке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий