понедельник, 10 июня 2024 г.

«Королева левенслида», поет о тяжелой доле Кити-вертихвотски.

Голландская певица Мария Сервас-Бей, на протяжении многих десятилетий выступавшая под сценическим именем «Зангерес Зондер Нам», что в переводе с голландского языка означает «Безымянная певица». Довольно необычный творческий позывной для эстрадной исполнительницы, не правда ли? Если инициатива исходила снизу, то, нужно признать, что это довольно смелый ход для артиста, вынужденного существовать в условиях жесткого давления музыкальной индустрии, когда производители звуковой продукции диктуют своим подопечным практически все параметры их творчества. Шаг влево, шаг вправо… Впрочем, пути шоу-бизнеса неисповедимы.
Родилась Мария Сервас-Бей в голландском городе Лейден 5 августа 1919 года. Ушла в мир иной в Лимбурге 23 октября 1998 года. Публика любила «Безымянную певицу» и при жизни удостоила ее почетным титулом «Королева песен о жизни». Тут нужно пояснить, что «песни о жизни» или левенслид - это особая подветвь голландской эстрадной музыки, для которого характерны ярко выраженная чувственная сентиментальность в диапазоне от томности до рефлексии. Левенслид стилистически напоминает французский шансон (не путать с еврейским блатняком), однако более тяготеющий не к театральным миниатюрам, а к популярной эстраде с ее простыми ритмами и легко запоминающимися мелодиями.
На эстрадные подмостки Мария Сервас-Бей вышла довольно поздно, в 50-х годах прошлого столетия. К тому времени она уже разменяла четвертый десяток, а это - преклонный век для эстрадной музыки. Ведь шансы на успех уменьшаются в геометрической прогрессии с каждым прожитым годом. Но все же… Поначалу Мария выступала в кофейнях и других случайных заведениях сомнительного свойства, пока наконец, в 1957 году, впечатленный ее особенным голосом, воротила голландской музыкальной индустрии, продюсер Джонни Хос не заключил с ней звукозаписывающий контракт. Он же настойчиво предложил исполнительнице впредь выступать под псевдонимом «Безымянная певица», поскольку, как считается, не смог подобрать никакого подходящего имени к ее сценическому образу и специфическому голосу. По другой версии он просто собезьянничал, позаимствовав концепт у французского шансонье Ролана Авеллиса, известного как «Безымянный певец» (Le Chanteur sans nom).
В течение нескольких десятилетий своей музыкальной карьеры певица, у которой не было даже имени, записала более 550 песен, два десятка успешных синглов, попавших в верхнюю десятку голландского хит-парада и продала более 17 миллионов пластинок. Для многих людей она стала символом надежды и любви. Тысячи людей пришли проститься с ней после ее смерти.
А теперь несколько слов о песне «Keetje Tippel», видеоряд которой представлен ниже. Это эстрадное произведение сочинили в 1975 году певец и продюсер Ад Кларисс и уже знакомый нам Джонни Хос. Запись была издана в формате сингла, и эта пластинка находилась в голландском хит-параде восемь недель и сумела поднялся до 10-го места. Это что касается коммерческих характеристик, однако история создания этого песенного номера не менее любопытна, нежели перечисление продажных достижений. Поэтому взглянем на нее, чуточку пристальней, ведь она, вне всякого сомнения, того заслуживает.
В 1975 году в прокат выходит фильм «Кити-вертихвостка» голландского режиссера Пауля Верхувена. Завсегдатаи подпольных видеосалонов и попкорн-кинотеатров постперестроечной эпохи наверняка знают этого мастера зрелищного фильма по сатирическим лентам «Робомент», «Вспомнить все» и «Звездный десант», в которых он беспощадно клеймит при помощи скрытой сатиры зловещий образ неотвратимо приближающегося тоталитарного будущего.
Действие «Кити-вертихвостки» (третьей по счету картины Пауля Верховена) происходит в Нидерландах в конце 19-го столетия и показывает зрителю отвратительную личину дикого капитализма, к которому мы нынче стремительно катимся, словно перекати-камни к своему окончательному творческому фиаско.
В центре повествования ленты нищая многодетная семья, которая перебирается из провинции в столицу королевства. После переезда в Амстердам главная героиня фильма по имени Кити устраивается на работу в прачечной, где кожа ее рук покрывается незаживающими язвами от постоянной стирки с кислотой. Кити увольняют с работы, после того, как она дала отпор домогательствам похотливого хозяина.
Она находит место в магазине модных женских шляпок, где ее посылают отвезти товар в бордель и там она встречает свою сестру Мину. Вечером Кити возвращается в магазин, где ее насилует владелец шляпного бизнеса. Она устраивается на фабрику за гроши, а тем временем ее сестра спивается в публичном доме. Врач ставит Кити диагноз – туберкулез в открытой форме. За лечение ей приходится платить своим телом.
Отца Кити выгоняют с работы, а сестру за пьянство - из интимного притона. Мать Кити решает, что единственный способ спасти семью от голода может только выход Кити на панель. На улице она встречает художника, который нанимает ее, чтобы она позировала для картины о социалистической революции. Затем Кити становится содержанкой банкира Хуго. Однако он намерен жениться на дочери директора банка, в котором работает. Хуго предлагает Кити быть его любовницей после женитьбы. Вне себя от возмущения она выбегает на улицу и попадает в самую гущу социалистического марша. Демонстранты требуют от властей хлеба и работы.
По мирному шествию открывает огонь полиция. В мятущейся толпе Кити оказывается возле увлеченного социалистическими идеями аристократа Андре. Он получает ранение от жандармской пули и Кити сопровождает его до особняка. Она остается, чтобы ухаживать за ним и между ними возникают взаимные чувства. Они обсуждают различные темы и приходят к выводу, что деньги превращают людей в ублюдков. На экране появляется надпись, что лента основана на реальных событиях из жизни Нель Дофф, и что ее неукротимый дух живет в этом фильме.
Остается только сказать, что к глубокому сожалению, в связи финансовым прессингом буржуазного правительства монархической Голландии, сценарий фильма подвергся жестким цензурным правкам, и многие сцены из кинокартины были вырезаны. Конечно, цензура, является одной из основополагающих функций любого капиталистического государства, рядящегося в ветхие одежды либерализма, словно волк в овечью шкуру.
Однако, в отличие от стран истинной народной демократии, где коллективный контроль за нравственным и идеологическим содержанием произведений искусства был гласным предметом дискуссий, цензура властвующей империалистической верхушки носит, как правило, закулисный характер и вынуждает даже непродажных творцов отказываться от опасной социальной и политической тематики, выкручивая им руки при помощи финансовых инструментов.
Но, порой, если при помощи денег не удается добиться поставленной цели, тайные кукловоды человечества не гнушаются и радикальными средствами. Загадочные обстоятельства смерти Джона Леннона, Джанис Джоплин и Джима Моррисона, нет-нет, да и заставляют нас задуматься о соответствии официальной версии действительности.
А теперь несколько слов о Нель Дофф, события из жизни, которой послужили основой для фильма Пауля Верхувена «Кити-вертихвостка». Нель Дофф (настоящее имя – Корнелия Хубертина Дофф) – бельгийская писательница с голландскими корнями, выдающаяся представительница реализма и пролетарской литературы. Родилась 27 января 1858 года в Голландии в многодетной семье и провела свое детство в ужасающей нищете. Ее семья в поисках работы часто переезжала из одного крупного города в другой. Нель Дофф зарабатывала, позируя художникам, среди которых были и известные мастера изобразительного искусства.
Первым супругом Нель был Фернан Броез, главный редактор газеты «La Société nouvelle», второй муж — Жорж Серигер, известный адвокат из Антверпена, человек с прогрессивными взглядами. Благодаря своим мужьям, Нель Дофф познакомилась с людьми, которым были близки социалистические идеи. Воспоминания о тяжелом детстве и непростой юности, а также, а также впечатления от встреч бедняками и простыми рабочими нашли отражения в ее литературных произведениях. Ее литературное творчество связывали с произведениями французского писателя и драматурга Эмиля Золя и даже называли Нель Дофф «Достоевским Севера». Умерла голландская писательница в года Второй мировой войны от почечной недостаточности.
Но вернемся к рассказу о песне «Кити-вертихвостка», повествование о которой, мы прервали в самом начале, дабы обратиться к весьма животрепещущим деталям с этим музыкальным произведением косвенно связанных. С нашей стороны логично было бы предположить, что песня «Keetje Tippel» написана специально для одноименного фильма, снятого Паулем Верхувеном. Однако наша гипотеза на поверку оказалась не соответствующей общепризнанным фактам, которые, впрочем, могли быть просто выдуманы ушлыми журналистами в угоду шоу-бизнесу. Как говорил один из деятелей вражеского идеологического фронта: «Выдуманный вами миф, после того как вы повторите его тысячу раз, становится не просто правдой – он становится историей». Но, в итоге, судьба у него оказалась незавидная – он покончил с собой при помощи огнестрельной эвтаназии.
Итак. Дело было так. В один прекрасный день 1975 года голландская пресса сообщила поклонникам синематографа, что режиссер Пауль Верхувен закончил работу над лентой «Кити-вертихвостка», снятой по мотивам автобиографических романов Нель Дофф и картина скоро появится в прокате. Когда автор песен Ад Кларис прочитал эту заметку, его осенило – судьба дает ему в руки прекрасный шанс. Он засел за работу, и в итоге на свет появилась песня, которая получила такое же название, что кинофильм Пауля Верхувена. Правда, песня была еще недоделана, но это не имело особого значения, когда речь идет о том чтобы рвать подметки на ходу. Кларис позвонил продюсеру Джонни Хосу и срочно заказал студию звукозаписи. Там они завершили работу над этим произведением и записали несколько версий инструментальных фонограмм. Спеть новоиспеченное произведение пригласили «Безымянную певицу», и она записала вокальную партию с первого дубля.
Песня была выпущена практически одновременно с кинокартиной, так что рекламная компания ленты и последующая популярность «Кити-вертихвостки» опосредовано повлияли и на успех сингла. Люди, посмотревшие фильм, покупали пластинку, поскольку считали, что это песня, не вошедшая в ленту. Тем более, что звуковая дорожка к фильму была официально издан лишь через несколько лет.
При всем моем негативном отношении к шоу-бизнесу и эксплуатации чужой популярности в корыстных интересах, не могу все же не признать, что идея выпуска одноименной песни одновременно с выходом в прокат кинематографической ленты – идея, если не гениальная, то, по крайней мере, остроумная и изобретательная. Использование чужой рекламной компании, при дефиците финансов на продвижение собственной музыкальной продукции – это конечно в некоторой степени мошенничество чистой воды. Но с другой стороны даже рыба-прилипало, что присасывается к акульему брюху, приносит пользу своему «спонсору», поскольку чистит его кожу от различных ракообразных паразитов. По научному это называется симбиоз. Так, что малоизвестные группы и исполнители, мотайте на ус чужой опыт и используйте рекламные компании киномагнатов в своих собственных интересах. В конце концов, еще не известно, кто кому окажется более полезен.


2 комментария:

  1. If you like this, you could better listen to Luister Anita. One of her best songs
    https://www.youtube.com/watch?v=8umAsfaa8Uw

    ОтветитьУдалить