вторник, 16 июля 2024 г.

Почему «Битлз» не пригласили на праздничный концерт, посвященный 50-летию Великого Октября?

Блог «Песни дезертира™», представляет собой независимый от продажных капиталистических ценностей музыкальный ретро-альманах о современной музыке, ориентирующийся в своих публикациях на прогрессивную часть человечества, которое в данном случае представлено подписчиками, не страдающими затхлостью рассудка и не теряющими здравомыслия, особо ценного в наши мрачные времена тоталитарного сетевого зомбирования. Поэтому редколлегия нашего неформального подразделения регулярно выходит за жесткие рамки консервативных взглядов на рок-н-ролл и неотрывно связанных с этим жанром языческих предрассудков и культовых ритуалов.

В одной из предыдущих публикаций, озаглавленной «Ливерпульские битлы играли на советских гитарах» редакция «Песни дезертира™» поведала читателям об интригующем историческом эпизоде из официальной биографии «Битлз» - во вторник 5 октября 1965 (по Григорианскому стилю), по просьбе трудящихся ленинградской фабрики народных инструментов им. Луначарского, советское правительство через дипломатических работников нашего посольства в Лондоне передало в дар участникам знаменитого ливерпульского квартета «Жуки» (The Beatles) четыре акустических гитары с нейлоновыми струнами. В знак признательности битлы сфотографировались с советскими музыкальными инструментами и (предположительно) вместе со снимками через администратора группы Брайана Эпштайна отправили благодарственное письмо работникам фабрики и советскому правительству.

Кто жил в советское время – знает, что для подобных «подарков» за пределы мира социализма обязательно требовалось идеологическое одобрение на самом верху. Речь в данном случае идет о ЦК КПСС. Кто не в курсе или просто запамятовал - данная аббревиатура расшифровывается как Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза. Обязанности Генеральным секретарем ЦК КПСС в то время исполнял Леонид Ильич Брежнев. В славную эпоху своего пребывания у кормила государственной власти «дорогой Ильич» мало-помалу стал основной фигурой неформальной народной мифологии и добродушного кухонного юмора тех лет. Тем не менее, несмотря на отдельно взятые персональные недостатки, можно смело утверждать, что он все же был самым демократичным правителем нашей страны за последние 59 лет. Именно по его личной инициативе в Советский Союз на гастроли приглашались многие ведущие западные эстрадные артисты.

Исходя из вышеупомянутых исторических фактов, можно предположить, что присланные в подарок ленинградские гитары были лишь поводом для каких-то серьезных предложений со стороны советского правительства в адрес ливерпульского квартета, стремительно набиравшего в те годы все большую и большую популярность во всем мире. О чем можно было договариваться с битлами? Естественно о выступлении, о чем же ещё?

Справедливости ради нужно сказать, что в 1965-1967 годах прошлого столетия так называемый «железный занавес» вовсе не был таким уж неприступно «железным». Это все досужие выдумки западной пропаганды, верной заветам Геббельса. Действительность все же была несколько иной. В Москве 1 июля 1965 года перед десятитысячной аудиторией выступил «звездный десант» артистов итальянской эстрады в составе: Ренато Рашель, Джанни Моранди, Донателла Моретти. Ну, и конечно среди них была и любимица советской публики неподражаемая Рита Павоне. А в октябре 1965 года с концертным визитом в Советский Союз прибывает французский певец бельгийского происхождения Жак Брель. Пять концертов в Театре эстрады и пятинедельное турне по родине социализма – Ленинград, Тбилиси, Ереван, Баку. В 1967 году по личному приглашению маршала Устинова в праздничном концерте, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, принимает участие Мирей Матье. Молодая французская певица воодушевленно исполнила на этом торжественном представлении песню «Да здравствует революция!».

Кроме того ранее в Советский Союз приезжали британские певцы Лонни Донеган и Томми Стил, а группа «The Kinks» дала незапланированный концерт в московском аэропорту Шереметьево. Так, что чисто теоретически, возможность предварительной договоренности с «Битлз» о выступлении в СССР не кажется столь уж фантастической. Да и повод для этого имелся вполне убедительный – празднование 50-й годовщины Великого Октября. Думается, что в архивах КПСС мы могли бы найти документальное подтверждение этим переговорам, если на них, конечно, не наложен гриф «совершенно секретно».

В первые годы существования «Битлз», отношение к этому вокально-инструментальному ансамблю в советской прессе, было явно негативным. Достаточно вспомнить нашумевшую статью о ливерпульском квартете в «Крокодиле» за 1964 год, озаглавленную «Из жизни "пчел" и навозных "Жуков». Справедливости ради, нужно отметить, что многие консервативные издания Великобритании, Соединенных Штатов, Франции, Италии и Израиля в том же 1964 году, могли запросто соперничать с советской периодикой в деле уничижения «Битлз» как музыкального явления. Мало того, по мнению проповедника и члена философского общества Д. Нобеля британская четверка была секретным оружием советских спецслужб по подрыву традиционных ценностей западного мира и американского образа жизни.

Однако, после того как в октябре 1965 года битлам в подарок были переданы по дипломатическим каналам акустические гитары производства фабрики народных инструментов им. Луначарского, отношение к ливерпульскому ансамблю в публикациях советской прессы стало явно меняться в лучшую сторону. Из статей исчезли необоснованные нападки, и появилось больше симпатии к простым английским парням, выросшим в рабочих окраинах портового города, и не боящимся, несмотря на свою популярность открыто отвергать буржуазные ценности, а также высказываться против проявлений расизма в Америке и агрессии США во Вьетнаме. Прекрасным примером идеологической реабилитации «Битлз» на страницах советских изданий может служить статья А. Дряхлова «Бит: две стороны одного течения», опубликованная в еженедельнике «Неделя» в феврале 1966 года. В этой статье битлов называют «четырьмя веселыми ливерпульскими парнями», феноменальная популярность которых, превратила бит-музыку в социальное явление.

В сентябре 1966 года газета «Правда» (основное печатное средство массовой информации КПСС, основанное В. И. Лениным в 1912 году) опубликовало статью известного журналиста-международника Олега Орестова, озаглавленную «Думы и тревоги английской молодежи». В ней собственный корреспондент газеты «Правда» в Лондоне отметил возросшую политическую активность «Битлз» как важный позитивный фактор влияния на английскую молодежь:
«…когда облетела мишура рекламной шумихи, то оказалось, что лучшие молодые эстрадные певцы – это хорошие ребята, часто с передовыми взглядами. Так один из известной четверки «битлов» Джон Леннон заявил, что ему очень нравится Советский Союз. Другой его коллега - Джордж Харрисон сказал, что американским парням нечего делать во Вьетнаме. «Битлы» – кумир тысяч английских ребят и девушек. И эти слова Джона и Джорджа оказывают на них немалое влияние».
Как видим - после заданной в главном печатном партийном органе Советского Союза идеологической тональности, для приглашения «Битлз» выступить на родине социализма не оставалось практически никаких препятствий – они прогрессивные парни из рабочих кварталов, прекрасно относятся к СССР, выступают против расизма и войны во Вьетнаме. Их выступление в Москве могло бы, благодаря феноменальной популярности, привлечь интерес к идеям социализма у молодежи по всему миру. Появление битлов в Москве позволило бы переиграть страны капитализма на плацдарме культурного пространства, причем переиграть - при помощи созданного их же собственными спецслужбами подрывного идеологического инструмента. Видать не зря КГБ СССР в народе называли «Конторой глубокого бурения» - бурили глубоко, действовали смело, умело, решительно и масштабно. Не удивлюсь, если вдруг откуда-нибудь всплывет информация, что главный администратор группы, возможно, был на крючке не только у западных спецслужб, но и у противоположного ведомства. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку с таким количеством биографических темных пятен или как говорят на монархическом острове – «скелетов в шкафу», сделать это было не так уж и трудно.

И тут самый главный вопрос – почему же не состоялось выступление «Битлз» в СССР в канун празднования полувекового юбилея Октябрьской революции в ноябре 1967 года, если оно конечно планировалось? Ответ, скорей всего, нужно искать на страницах биографии ливерпульского квартета датированных 1966 годом. Согласно битловскому календарю, имеющемуся в свободном доступе в виртуальном неводе – ливерпульская вокально-инструментальная бит-группа с 24 июня по 29 августа 1966 года колесила по планете в рамках мирового турне. И везде, в каждой стране пребывания (в Западной Германии, Японии, Филиппинах, Канаде и США) в адрес участников «Битлз» поступали угрозы физической расправы, а порой, как Филиппинах, их жизнь буквально висела на волоске.

Обычно в таких случаях вспоминают скандальное интервью Джона Леннона в котором, он безапелляционно провозгласил «Битлз» новой, триумфальной шествующей религией современного мира, которая вполне вероятно переживет христианство в ближайшем будущем. Впрочем, остальные битлы не отставали от Джона в своих публичных откровениях, высказывая вслух крамольные для капиталистического мира мысли о расизме, войне во Вьетнаме и буржуазной морали. Понятно, что это не шутку встревожило опричников из Центрального разведывательного управления, Федерального бюро расследований и британской Служба безопасности МИ5. Масла в огонь, вероятно, еще подлили сведения о весьма вероятных контактах руководства «Битлз» с советским правительством.
««Джон, пожалуйста, не покидай нас! Они убьют тебя», – отчаянно кричал один из поклонников битлов в лондонском аэропорту в августе этого года. Тем не менее, Джон Леннон и трое других популярных музыкантов, выходцев из рабочих кварталов Ливерпуля, сели в самолёт и отправились в США в турне по четырнадцати городам» (Литература и искусство, Рига, октябрь 1966)
Впрочем, если кто-то верит, что все эти угрозы расправы над участниками ансамбля были просто случайным совпадением, то это, безусловно, его непререкаемое право.

После окончания мировых гастролей поползли слухи о неминуемом распаде группы. Кровожадные до баснословных барышей конкурирующие с друг с другом менеджеры на основании конфиденциальной информации начали готовиться к смертельной коммерческой схватке при разделе туши «Битлз» на отдельные творческие фракции.
«В начале ноября по Англии разнеслась весть о том, что битлы решили разойтись. Неизвестно, насколько реальны эти слухи, подобная молва циркулировала и ранее (Литература и искусство, Рига, ноябрь 1966)
В декабре тему вероятного распада «Битлз» поднимает «Литературная газета»:
«Знаменитая четверка «битлов» - эстрадных певцов, несколько лет волновавших умы западной молодёжи, - собирается покинуть сцену. Шумный успех на эстраде позволил всем четверым сколотить миллионные состояния, так что будущее их мало беспокоит. Парни, прославившиеся своими лохматыми прическами и умением довести до истерики аудиторию, повзрослели, остепенились, обзавелись семьями. Они заявляют, что им надоели вечные разъезды, беспокойная жизнь, преследования сумасбродных поклонниц. Быть может, дело не только в этом: очевидно они опасаются, что интерес к ним вскоре пойдет на спад, и хотят вовремя поставить точку. Двое «битлов» собираются заняться композиторской деятельностью, третий - стать кинопродюсером, четвертый о своих планах пока умалчивает».
В январе 1967 года рижская газета «Советская молодёжь» статьей «Битлы – каждый своим путём?» продолжает эстафету тревоги за ближайшее будущее «Битлз»:
«В последние дни всё громче звучат голоса, утверждающие, что участники знаменитого ливерпульского квартета «крикунов» вот-вот распадутся. Больше всего их поклонников беспокоит то, что никто не опровергает эти слухи».
В том же месяце газета «Советская культура» перепечатывает статью из итальянского общественно-политического иллюстрированного еженедельника «L’Espresso», в которой уже без всяких экивоков, что «Битлы» развалились, а возмущенные поклонники взяли в плотную осаду квартиру администратора коллектива Бриана Энштейна (Брайана Эпштайна).

Февраль 1967 года. Эстонская газета «Голос молодёжи» в анонсе радиопередачи «Поговорим о бит-музыке» сообщает:
«…Прощайте, битлы! Рано или поздно это должно было произойти. Ансамбль «The Beatles» распался, причёски укорочены, а под длинными волосами оказались как-будто довольно обыкновенные лица».
Также в феврале в таллиннской газете «Серп и молот» была опубликована статья «Битлы больше не будут работать», в которой утверждалось, что:
«Пол Маккартни, один из «родоначальников» группы, объявил о распаде своего ансамбля. Отныне они будут собираться только ради удовольствия».
В мае 1967 года в газете «Вперёд!» из эстонского Тарту можно было прочитать следующее:
«Теперь, похоже, всё идёт к концу, так как один из четвёрки, Пол Маккартни, заявил, что «львиные гривы» собираются разойтись». В июне того же года С. Горский в своей статье «Битлы под анафемой», опубликованной в журнале «Наука и религия» сообщает: «В конце прошлого года Би-би-си сообщило о возможном распаде ливерпульского квартета так называемых «жуков-ударников», известных во всем мире под именем “битлов”».
Как видим активно циркулировавшие по британской столице слухи о возможном распаде «Битлз» осенью 1966 года, были также широко освещены в советских периодических изданиях. Стало быть, лица ответственные за приглашение «Битлз» выступить в Советском Союзе (если такой творческий визит планировался), в силу своего должностного положения, должны были быть в курсе шаткого и непредсказуемого положения ливерпульского квартета как функционирующего музыкального подразделения. Для администраторов любого уровня, и уж тем более для высокопоставленных чиновников – стабильность персонального состава любого мероприятия является одним из фундаментальных условий приглашения артистов. Тем более, когда речь идет о торжественном концерте, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. При наличии подобных сомнений, приглашающая сторона вправе потребовать стопроцентной гарантии участия зарубежных артистов в намеченном юбилее. И которая, видимо, предоставлена не была.

Ситуация осложнялась ещё и тем, что от специальных корреспондентов в Лондоне и советских дипломатических работников в Великобритании (а на них, как правило страна накладывала внештатные обязанности, не связанные напрямую с их профессиональной деятельностью) поступала служебная информация о том, что в неформальных кругах английской столицы стали все чаще поговаривать о гибели битла Пола МакКартни в автомобильной катастрофе и замене его двойником.

В конце сентября/начале октября 1966 года, всего лишь через месяц после завершения мирового турне «Битлз», телефон в офисе Тони Бэрроу, пресс-атташе «Битлз», раскалился добела от тревожных звонков британских журналистов, обеспокоенных здоровьем Пола МакКартни. Из анонимных источников они получили инсайдерскую информацию о смерти лидера «Битлз». Первоначально считалось, что автомобильная авария оборвала жизнь знаменитого битла 11 сентября. Во второй волне слухов о гибели МакКартни, которая начала распространяться в начале января 1967 года, смерть Пола уже датировалась 9 ноября 1966 года. Место Пола в группе занял победитель конкурса битловских двойников Уилли Кэмпбелл.

Понятно, что такая информация не могла ускользнуть от бдительного взора компетентных органов. Ещё бы - под видом известного музыканта в страну для участия в юбилейном концерте мог въехать «мутный субъект» с непроверенной подноготной и с потенциально-диверсионными целями. Это было абсолютно неприемлемо, поэтому дальнейшие переговоры с руководством «Битлз» о приезде в СССР были незамедлительно свернуты. Спустя несколько месяцев, 27 августа 1967 года стало известно о смерти администратора ливерпульских «Жуков» при довольно странных обстоятельствах. Ходил слух, что это дело рук мафии. Но, наверное, тут возможны и другие варианты, озвучивать которые до поры-до времени не будем.

Стоит отметить, что в отличие от слухов о распаде группы «Битлз» во второй половине 1966 года, которые довольно широко освещались и в советской прессе, на сведения о гибели Пола МакКартни и замене его двойником был наложен жесткий информационный фильтр. Некоторые сведения о «рокировке МакКартни» в «Битлз» советские читатели смогут обнаружить в отечественной прессе лишь в 1970 году, когда увидели свет статьи «Беззастенчивая реклама» (журнал «Советская эстрада и цирк», июнь 1970) и «Что теперь, «Битлз»?..» (газета «Комсомольская правда», июль 1970). В них впервые было упомянуто о смерти ведущего битла и замене его двойником. Как мы знаем – к этому времени ансамбль «Битлз» уже распался, и видимо кто-то наверху, обладающий необходимыми полномочиями, разблокировал стоп-кран упоминаний о подмене МакКакартни дубликатом. Что косвенным образом подтверждает теоретическую возможность выдвинутых нами ранее предположений.

Как бы там не было – участие «Битлз» в юбилейных торжествах по случаю 50-летия Великой социалистической революции было отменено. Может быть это даже и к лучшему – ведь играли и пели битлы «вживую» мягко говоря не особенно профессионально. Их участие в праздничном концерте было важно лишь с идеологической точки зрения, а отнюдь не с художественной. Было важно использовать буржуазные культурные ценности против самой капиталистической системы.

Тем не менее, несмотря на отсутствие битлов, празднование полувекового юбилея Октябрьской революции в ноябре 1967 года было невероятно масштабным. Поздравить советский народ с этим знаменательным событием в столицу Советского Союза съехались из 107 стран мира. На Красной площади состоялся грандиозный парад, на котором были представлены новейшие образцы военной техники. В Ленинграде революционный крейсер «Аврора» произвел праздничный выстрел из носового орудия, в ознаменование того, что пятьдесят лет назад, в октябре 1917 года, залп «Авроры» по Зимнему дворцу ознаменовал начало новой социалистической эпохи. Интересно поддерживается ли нынче на крейсере «Аврора» палубные орудия в исправном техническом состоянии?

Комментариев нет:

Отправить комментарий