понедельник, 25 мая 2020 г.

Цербер • Крокодил [1992-1994] ℗ 2020



Исполнитель: Цербер
Страна: [СССР] Россия
Название альбома: Крокодил
Год выпуска: 2020
Этикетка: EC&Sons
Жанр: Hard Rock, Progressive Rock
Формат: 320
Габариты: 118 MБ
Хронометраж: 00:51:12
Доступ: Yandex

На рубеже девяностых традиционно превалирующая в архангельском роке хард-роковая составляющая стала постепенно размываться иными стилистическими влияниями: прогрессивным роком, арт-роком, глэмом, джаз-роком, новой волной и панком. Ну, и радикальным тяжелым металлом, само собой разумеется. Именно в этот момент на местной сцене и появилась группа «Цербер», которая, подобно своему мифологическому прототипу, трехголовому псу Церберу, стоящему на страже выхода из царства мертвых в Аиде, стала охранителем канонического тяжелого рока семидесятых годов в его классических проявлениях. Что сразу привлекло к группе внимание не только бывалых меломанов старой закваски, приходящих в восторженную эйфорию от ностальгических звуков, напоминающих им по звучанию «Deep Purple», «Uriah Heep» и «Nazareth», но и не обошло стороной и поколение их младших братьев, перенявших в качестве своеобразной эстафеты музыкальные преференции тех, кто служил для них в свое время непререкаемым авторитетом.


Не взирая на все творческие усилия музыкантов группы «Цербер» ожидаемый ренессанс классического тяжелого рока в Архангельске так и не случился. Хотя они и не ставили, конечно же, перед собой столь глобальные цели, а просто сочиняли и играли ту музыку, которая была им наиболее близка.

Несмотря на то, что музыканты группы «Цербер» славились своим исполнительским мастерством и достигли превосходных успехов в продолжении музыкальных традиций британских рокеров семидесятых годов прошлого столетия, к 1992 году у ребят возникла внутренняя необходимость раздвинуть стилистические рамки продвигаемого ими жанра. Появилось желание перейти к более крупной музыкальной форме, в которой отдельные части были бы объединены единой сюжетной линией. Группе хотелось создать по музыкальной конфигурации что-нибудь наподобие бессмертного мюзикла Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar», но по содержанию не столь клерикальное и глубокомысленное, а более веселое и доступное для неподготовленного слушателя.


Как-то сразу всплыло имя знаменитого своими детскими стихами русского и советского поэта Корнея Ивановича Чуковского, и тогда, постоянно сотрудничающий с группой «Цербер» автор текстов Константин Подоревский, предложил взять в творческую разработку первое детское сочинение Чуковского – поэму-сказку «Крокодил».


Данное произведение было написано Корнеем Чуковским в 1916—1917 годах двадцатого столетия. Под названием «Ваня и Крокодил» сказка впервые увидела свет в приложении к журналу «Нива», а в 1919 году под названием «Приключения Крокодила Крокодиловича» была выпущена и распространялась бесплатно издательством Петросовета. Иллюстрации к книге были выполнены русским живописцем и графиком Ре-Ми, который впервые изобразил автора как персонажа произведения.


Это литературное произведение отражало трагические события Русской Революции 1905-1907 годов, когда расстрел 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге императорскими войсками мирной демонстрации рабочих (96 человек убито, 333 - ранено), позже названный «Кровавым воскресением», послужил толчком к началу массовых выступлений пролетариата под политическими лозунгами. Кроме того, исследователи творчества Чуковского отмечают, что на образ зеленой рептилии, несомненно, оказал заметное влияние популярный городской фольклорный шлягер той эпохи «По улице ходила большая крокодила» (основанный на мелодии марша «Дни нашей жизни», сочинённого для 129-го Бессарабского пехотного полка военным дирижёром Львом Чернецким), а также сатирический рассказ Достоевского «Крокодил» (1864).


Несмотря на то, что «Крокодил» Чуковского был детским произведением, а не политической прокламацией, но, тем не менее, оно подверглось разгромной критике в прессе, поскольку в нем увидели скрытый намек на корниловский мятеж. Кроме того, в другой стихотворной детской сказке под названием «Тараканище», вышедшей из-под пера Корнея Ивановича весной 1921 года, некоторые дотошные исследователи находили вплетенный в канву повествования завуалированный сатирический намек на генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Виссарионовича Сталина. Но это скорей всего просто легенда, и не более того.


И тут невольно по аналогии возникает вопрос, а не было ли в стремлении музыкантов группы «Цербер» создать рок-оперу по мотивам произведения Чуковского «Крокодил» модного в то время политического или социального подтекста? По словам Дмитрия Прасолова (в будущем он станет басистом группы, но в данной записи участвовал всего лишь как приглашенный вокалист) никакого потаенного подтекста в желании записать «Крокодила» не было, просто участники группы хотели соединить хард-рок и прогрессивный рок с детскими стихами, поскольку это казалось им забавным. Поначалу планировали даже сделать постановку этой рок-оперы на сцене Архангельского лесотехнического института им. В. В. Куйбышева.


Но в силу ряда причин от этой идеи пришлось отказаться, и сосредоточиться непосредственно на записи этого монументального произведения в собственной студии «EC&Sons» на базе все того же лесотехнического института. Студия в то время была оснащена катушечными магнитофонами, на которые записывались инструментальные дорожки с последующим наложением на них вокальных партий. В силу масштабности музыкального произведения, две трети задуманного материала оказалось нереализованным. Тем не менее, предполагалось со временем завершить начатое, но это желание так и осталось в списке нереализованных дел. Запись производилась в период с 1992 по 1994 годы. В 2020 году имеющаяся в наличии аналоговая фонограмма была оцифрована и ремастирована Дмитрием Прасоловым. В качестве бонусного довеска было использовано концертное исполнение этого произведения в музыкальном клубе «Колесо» 2 ноября 2013 года.


Хотя по многим техническим параметрам данная запись далека от совершенства, но, вне всякого сомнения, она представляет не только историческую, но и художественную ценность, не только для тех, кто принимал участие в ее создании, но и для тех, кто до сих пор помнит и любит группу «Цербер». Или для тех, кто в силу возраста не мог быть непосредственным свидетелем той эпохи, но проявляет к ней непраздный интерес.


На мой взгляд, эта запись весьма любопытна еще и потому, что в архангельском роке это скорей всего - первое зафиксированное на аудио-носителе музыкальное произведение крупномасштабной многочастной формы. Конечно, и до этого в Архангельской губернии периодически появлялись у различных групп отдельные хронометрически протяженные композиции, не вписывающиеся в стандартные рамки трехминутной песни. Такие, например как «Вересковый мёд» (на стихи Роберта Льюиса Стивенсона) группы «Нет», композиция «Памяти друга» ансамбля «Ключи» или развернутые монументальные полотна арт-рок коллектива «Нечто» из Северодвинска. Но честь «замахнуться на Вильяма… нашего Шекспира»… то бишь, на крупную, многочастную музыкальную форму, сопоставимую с рок-оперой, принадлежит в архангельском роке, вероятно, все же в первую очередь группе «Цербер». И в этом особая ценность, записанного группой произведения «Крокодил».


Tracks:
• 01. Жил да был Крокодил 04:08
• 02. Рассердился народ 05:10
• 03. Отвечал ему Ваня Васильчиков 04:35
• 04. Спаситель Петрограда 02:54
• 05. Он вскочил в аэроплан 01:52
• 06. Там-там-тамы 02:12
• 07. Прыгнул в Нил Крокодил 00:57
• 08. Говорит ему печальная жена 05:02
• 09. Отвечает Крокодил, никого я не забыл 03:32
Bonus Track:
• 10. Крокодил (Live 2013) 20:48

Музыка: Цербер
Стихи: Корней Чуковский
Идея: Константин Подоревский
Продюсирование: Цербер
Запись и сведение: 1992-1994, EC&Sons Studio
Ремастер: 2020


Цербер:
Андрей Тучнолобов – гитара, вокал, бэк-вокал
Александр Бахматов – клавишные, вокал, бэк-вокал
Вячеслав Ненашев - ударные
Игорь Ермолин – бас-гитара
+
Дмитрий Прасолов – вокал, бэк-вокал
Светлана Андриянова – вокал, бэк-вокал

Звуковые эффекты:
Татьяна Мерзлова
Ольга Мерзлова
Лариса Евдокимова
Оксана Николенко (Светофорова)

Manual, Synchronization, походы за вином:
Дима Высоцкий
Василич

Bonus Track:
Концертное исполнение в клубе «Колесо» 2 ноября 2013 года.

Андрей Тучнолобов – гитара, вокал, бэк-вокал
Александр Бахматов – клавишные, вокал, бэк-вокал
Вячеслав Ненашев - ударные
Дмитрий Прасолов – бас-гитара
Дмитрий Куликовский -вокал
Роман Ефимов -вокал


Комментариев нет:

Отправить комментарий