Исполнитель: Eden's Children
Страна: USA
Название альбома: Eden's Children / Sure Looks Real
Год выпуска: 1968 / 1969
Лейбл: Walhalla
Жанр: Psychedelic, Rock, Bosstown Sound
Качество: 320 kbps + FLAC
Размер: 170.19 MБ + 383.36 МБ
Длительность: 01:09:48
Ссылка [320 kbps]: Яндекс
Ссылка [FLAC]: Яндекс
Мощное, энергетическое рок-трио из Бостона. Гармонично, сбалансировано и весьма талантливо сочетали в своей музыке элементы различных музыкальных стилей: психоделии, тяжелого блюза, софт-рока, джаза и восточной музыки. До чрезвычайности влиятельная творческая персона на местной сцене тех лет. Совместно с «Ultimate Spinach», «Orpheus» и «Beacon Street Union» олицетворяли собой «цвет» музыкального направления известного в 1968-1969 годах, как «бостонский звук» («Boston Sound» или «Bosstown Sound»).
Прежде чем продолжить повествование о группе «Eden’s Children», фактическая информация о творческом пути которой, крайне скудна и труднодоступна, наверное, есть необходимость чуть подробней остановиться на музыкальном феномене «бостонского звука». Идея создания маркетинговой концепции «Bosstown Sound» пришла в конце 1967 года в голову продюсера Алана Лорбера (Alan Lorber), в то время работавшего по контракту с «MGM Records». Алан Лорбер в начале 60-х был одним из ведущих продюсеров, композиторов и аранжировщиков в Соединенных Штатах, создавшим целую серию поп-, ритм-н-блюз и рок-хитов для различных американских артистов, среди которых можно отдельно выделить Нила Седаку (Neil Sedaka), Майка Клиффорда (Mike Clifford), Чака Джексона (Chuck Jackson) и Джеки Уилсон (Jackie Wilson). Кроме того, в 1964 году он сформировал и продюсировал группу «Mugwumps», известную тем, что в ее составе можно было обнаружить будущих участников «The Mamas & The Papas» и «Lovin' Spoonful». Для последнего из упомянутых коллективов Лорбер в дальнейшем срежиссировал их первый, попавший в «горячую десятку», сингл «Do You Believe in Magic». Стоит отдельно отметить, что Алан Лорбер для своей эпохи был не только чрезвычайно плодовитой и успешной личностью, но и весьма прогрессивным человеком, придерживающийся передовых взглядов на молодежную музыку и ее маркетинговое развитие в рамках сложившейся модели шоу-бизнеса. Его собственные виниловые работы, такие как альбом 1967 года «The Lotus Place», представляли собой психоделическую смесь из инструментальных кавер-версий, проверенных временем хитов и медитативных оркестровок с сильным индийским влиянием. Концептуально Алан Лорбер, как продюсер, стремился занять и максимально расширить пограничную территорию между двумя диаметрально противоположными мирами: традиционной поп-музыкой и все более набирающей творческую мощь контркультурой.
Алан Лорбер (справа) и Нил Седака.
Термин «Bosstown Sound» впервые был использован в статье журнала «Newsweek» в январе ’68-го для описания формации новых исполнителей Восточного побережья базирующихся в Бостоне. Однако на этом месте мог бы быть любой другой город в этом районе США. За три месяца до публикации в «Newsweek» Алан Лорбер объявил в журналах «Billboard», «Cashbox», «Variety» и «Record World» о своем плане сделать Бостон центром для развития новых талантов. Речь шла об обычной для звукозаписывающей индустрии маркетинговой технологии, которая включала бы в себя: выпуск виниловой продукции, налаживание каналов и рынков сбыта, анонсирование и рекламу релизов, организацию гастролей артистов и регулярное освещение всех связанных с музыкантами событий в прессе для содействия увеличению национальных продаж выпускаемых пластинок. Эта программа не имела никаких отличий от множества подобных схем, традиционно используемых в сфере звукозаписи, за исключением того, что все исполнители были из одной и той же географической зоны. В качестве базиса для «бостонского звука» была выбрана корпорация «MGM», поскольку с этой фирмой у Лорбера уже были налаженные отношения, и он мог легко втиснуть новые имена в существующие контрактные договоренности. Важным аспектом в выборе Бостона было то, что его, в отличие от Сан-Франциско (где в то время была Мекка американской психоделической музыки) отделяло от Нью-Йорка (который был центром музыкальной индустрии) не расстояние в тысячи миль от западного побережья до восточного, а всего лишь несколько часов поездки на автомобиле. Но самое главное – Бостон был городом талантливой молодежи, поскольку из почти полумиллионного населения города - 250 тысяч составляли студенты, которые обучались в сотнях колледжей расположенных поблизости. По мнению Лорбера столица штата Массачусетс, город Бостон был идеальным местом для создания центра развития новых талантов, и с этим сложно поспорить.
Алан Лорбер
Однако в 1968 году, сразу после первых шагов по воплощению этой программы в жизнь, она тут же воспламенила ярость и ненависть практически всех крупных журналистов страны, как «андеграундных», так и обычных, которые с пеной у рта и призывными воплями «ату» набросились на нее с обвинениями в циничной продажности шоу-бизнесу, в эксплуатации музыкантов, в бессовестной наживе с помощью имитации молодежной контркультуры и в манипуляции сознанием легковерных слушателей. Впрочем, у достаточно адекватных противников «бостонского звука» нашлись вполне весомые и здравые аргументы против этого начинания. Во-первых, говорили они, как ни старайся, никогда не будет другого Сан-Франциско, или Ливерпуля. Звуковой стиль этих городов стал результатом напряженной работы множества людей, создающих музыку, на протяжении нескольких лет, и они были выразителями жизненных и философских идей сообщества, частью которого являлись. Звук зарождался в основном на танцах, вечеринках и концертах, а эту, зыбкую и весьма спонтанную порой, атмосферу чрезвычайно сложно воспроизвести на записи. Во-вторых, большая часть музыкантов, которые являются частью этого звучания, скорее заинтересованы в создании значительных музыкальных документов, являющихся звуковыми вехами эпохи, чем непосредственно в зарабатывании денег и в возможности стать мега-поп-звездой. Группа «Grateful Dead» - яркий тому пример. Бостонские же музыканты (не все конечно, автоматические обобщения здесь не уместны) больше все-таки заинтересованы в прогрессировании своей карьеры. Хотя этот фактор не всегда носит исключительно негативный характер, ведь и «The Beatles» на заре своей биографии не были лишены честолюбия. Музыканты «бостонского звука» начинали записываться слишком рано, поскольку они одним семимильным скачком сокращали дистанцию, ведущую в стены студии звукозаписи практически до минимума. И им приходилось находить себя, свой стиль в процессе записи, а не путем долгих, изнурительных репетиций и напряженной концертной практики. А ведь у других исполнителей этот нелегкий путь занимал порой несколько лет, но в студии они появлялись подготовленными и уже твердо знали, что они хотят, и в каком направлении будут двигаться. В-третьих, то, что происходит в Бостоне - само по себе не очень уникальное явление. Там нет никакого единого специфического звучания, которое бы делало все коллективы легко узнаваемыми среди сотен подобных групп. Единственное различие между командами из Бостона и других городов – лишь в том, что другие продюсеры не упаковали там еще их «звук». При этом группы из Бостона слишком разные, так что правильнее бы было говорить не о «бостонском звуке», а о «звуках Бостона». Пожалуй, самый неудачный аспект этого явления заключается в неспособности звукозаписывающих компаний увидеть изменения, которые произошли в поп-музыке. Музыканты хотят быть свободными от бессмысленной эксплуатации в жестких тисках менеджеров, агентов, продюсеров и пиарщиков. Они хотят, чтобы все, что связано с группой могло быть без искажений представлено в их творческих результатах. Звукозаписывающие компании должны понимать, что вкусы молодежной аудитории становятся все более сложными и изысканными, и что пропасть между «топ 40» и рок-альбомами неуклонно расширяется, и старые подходы к музыке уже не работают как прежде. Если в группе есть что сказать, то общественность всегда ее услышит: «Big Brother And The Holding Company» завоевали огромное количество поклонников, не используя ни маркетинговых технологий, ни PR-агентов. Хит-парад мертв. Каждый должен выбрать: музыка или дерьмо. Таковы были доводы наиболее разумных и последовательных противников «Bosstown Sound» и с этими доводами невозможно не согласиться, хотя они местами и кажутся излишне декларативными.
Рекламный анонс с которого все началось...
"Billboard" (20 января 1968 года)
При всех плюсах и минусах «бостонского звука», которые можно было спокойно обсуждать и анализировать в прессе, абсолютно непонятна та атмосфера массовой истерии в журналисткой среде вокруг этого, пусть и не совсем однозначного, музыкального явления конца 60-х. Поиск «врагов народа» и массовая травля лазутчиков из стана шоу-бизнеса в сочетании «тактикой выжженной земли» в большинстве публикаций на эту тему в средствах массовой информации на протяжении практически года подряд, привела в конечном итоге к полному торпедированию бостонского «козла отпущения» и исчезновению его с музыкального горизонта. Редакция музыкального издания «Fusion» пыталась объяснить столь жесткую и немотивированно агрессивную позицию «неформального» журналистского сообщества во главе с журналом «Rolling Stone», тем что, по их мнению, Западное побережье в то время медленно, но верно становилось "музыкально бесплодным", и что Восточное побережье постепенно перехватывало эстафету от Сан-Франциско, и было готово создать условия для подавляющего коммерческого превосходства. Конечно, это объяснение выглядит слишком уж упрощенным и не учитывает скорей всего массу других факторов, но и не считаться с ним было бы излишне легкомысленно с нашей стороны. Алан Лорбер считает, что разумной разгадкой столь вероломного нападения на «бостонский звук» в ходе газетной «Барбароссы» является то обстоятельство, что в ходе решительной битвы между «истеблишментом» и «анти-истеблишментом» он послужил удобной мишенью для беглого перекрестного огня и стал «сакральной жертвой» и подходящим объектом для показательного «публичного кровопускания». И в этом качестве он устраивал обе противоборствующие стороны. Это была битва за доллары, за легализацию контркультурного «подполья» и придачу ему авторитета в глазах общества. В то время Шеффер Биэр (Schaeffer Beer) с помощью своего шоу «We'd Like To Make You A Star» (Мы хотели бы сделать вас звездой) начал охоту за талантами по всей стране, «Blues Magoos» выпустили свой второй альбом «Electric Comic Book», «Herman's Hermits» с группой «The Who» колесят по Америке в совместном трехмесячном турне, индийский исполнитель на ситаре Рави Шанкар (Ravi Shankar) выступает в Монтерее и выпускает свой первый заокеанский альбом «Live At Monterey», который начинает карабкаться вверх в чартах «Record World» и вся эта коммерциализация идет без всякого участия в нем «андеграунда». Позже, когда второй альбом бостонской группы «Orpheus», попал в 1969 году в джаз и поп-опросе журнала «Playboy» на 10-ю позицию в номинации «лучший вокальный альбом» наряду с «Simon and Garfunkel», «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», «Cream» и «Big Brother and The Holding Company» этот факт был попросту проигнорирован оппозиционно настроенной к группе контркультурой. Наконец, в довершение ко всему, и это, пожалуй, самое странное, недавно назначенный на пост президента «MGM Records» (а это был флагманский лейбл движения) 25-летний Майк Кёрб (Mike Curb) назвал в интервью журналу «Rolling Stone» патронируемое его корпорацией маркетинговое начинание «бостонской чепухой» и охарактеризовал входящих в него музыкантов как «кучу мусора». В своем рвении к корпоративной реорганизации он совершил массовый коммерческий геноцид лучших творческих сил Бостона, после которого им оставалось лишь сделать коллективное харакири. Его подлое предательство полностью перечеркнуло возможность дальнейшего развития весьма одаренных музыкантов, составлявших костяк «бостонского звука» в их смелых и новаторских поисках нового стиля, новой утонченности и изысканности, нового измерения музыки, которая в прошлом была всего лишь рок-н-роллом.
"Бостонское чаепитие" с участием "Eden's Children".
(Апрель, 1968)
Такой обстоятельный экскурс в историю стиля «Bosstown Sound» потребовался лишь для того, чтобы мы могли лучше понять в каких условиях, в какой атмосфере развивалась музыкальная биография «Eden’s Children», в каких жизненных декорациях и при каких обстоятельствах они жили, любили, творили и развивались. А значит, теперь, настал весьма подходящий момент, чтобы вновь обратится к повествованию об их недолгом творческом пути.
Трио из Бостона «Eden’s Children» было сформировано весной 1967 года. Свое название музыканты группы выбрали в качестве вариации на тему заглавия многоуважаемой ими и любимой пятой американской долгоиграющей пластинки «The Rolling Stones» выпущенной в Штатах в 1965 году – «December’s Children (And Everybody's)». В составе «Детей Эдема» (именно так переводится с английского название группы) в то время играли: вокалист и гитарист Роберт «Шэм» Шамах, барабанщик Джимми Стурмэн (Jimmy Sturman) и поющий басист-левша Ларри Кили (Larry Kiely). Психоделический рок пользовался тогда в молодежной среде Соединенных Штатах невиданной, широкомасштабной популярностью, с каждым днем завоевывая в свои ряды все больше и больше новых адептов. Не смогли его своим вниманием обойти и участники «Eden’s Children», поскольку психоделика - сложная, экспрессивная музыка, использующая широкий арсенал выразительных средств и воздействующая на эмоции и личные переживания слушателя с особой, гипнотической силой, недоступной ни легковесным поп-хитам, ни бездумным и безбашенным танцевальным рок-н-роллам. Своевременная подоспевшая удача в виде новой маркетинговой политики «бостонского звука» помогла им преодолеть не очень продолжительный период первоначальной неизвестности и отсутствия реального интереса к их творчеству. Однако вскоре застоявшийся лед массачусетской музыкальной культуры был взломан мощным ледоколом «MGM Records» и в образовавшейся зоне свободного творчества, для таких коллективов как «Eden’s Children», появилась долгожданная возможность для самореализации.
Группой заинтересовалась корпорация «ABC-Paramount Records» и уже весной 1968 года «Дети Эдема» выпускают пластинку сорок пятого калибра с записью песен «Goodbye Girl/Just Let Go». Вскоре вслед за предваряющим синглом последовал выход дебютного одноименного альбома. В качестве продюсера записи выступил легендарный Боб Тиле (Bob Thiele) под эгидой которого было выпущено бесчисленное количество классических джазовых альбомов признанных мастеров этого жанра. Среди них: Джон Колтрейн (John Coltrane), Чарльз Мингус (Charles Mingus), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Санни Роллинз (Sonny Rollins), Арчи Шеп (Archie Shepp) и Элберт Эйлер (Albert Ayler). Блюз также не был для него пустым звуком, как в прямом, так и в переносном смысле: его режиссерские работы с Джоном Ли Хукером (John Lee Hooker), Ти-Боун Уолкером (T-Bone Walker) и Би Би Кингом (B.B. King), для которого он спродюсировал один из лучших его альбомов «Lucille» (1967), говорят сами за себя. Кроме того, Боб Тиле совместно с Джорджем Дэвидом Вайсом (George David Weiss) написали для Луи Армстронга (Louis Armstrong) всемирно известный хит «What A Wonderful World», сингл с записью которого вышел все в том же 1968 году. Так что с продюсером «Детям Эдема» не просто повезло – сказочно повезло.
Луи Армстронг, Боб Тиле и Кармен Мур
Невзирая на принадлежность винилового первенца группы к «бостонскому звуку» это был достаточно хорошо оцененный альбом и многие критики до сих пор считают его одним из классических дисков той эпохи, несмотря на то, что в свое время он не был особенно известен за пределами родного города. А самих «Eden’s Children» уже в то время продвинутая молодежь по праву считала лучшим трио Бостона. Музыкальный критик Джей Руби (Jay Ruby) написал в журнале «Jazz & Pop» в июне 1968 года: «Из всех групп в Бостоне, «Дети Эдема» возможно на сегодняшний день – самая лучшая. Используя формат трио, который теперь становится чрезвычайно популярным среди ориентированных на блюз групп, они генерируют столь бурный звук, что он мгновенно захватывает вас. Вокалист и гитарист, Шэм, обладает невероятной способностью стандартные заимствования из блюза, джаза, и старых форм рока превращать в свой собственный стиль. Если он продолжит развиваться в том направлении, а котором он движется сейчас, то станет одним из лучших в поп-музыке. Басист Ларри Кили, уже сейчас среди передовиков по профессии. Мы редко можем встретить подобную изысканную басовую работу в роке… Все, что я могу сказать, что «Eden’s Children» - одна из самых захватывающих новых групп в этом году. Купите записи и слушайте».
Ко времени появления винилового дебюта первые, наиболее массированные залпы «анти-бостонской кампании» слегка поутихли и поэтому наряду с оголтелой критикой встречались и весьма взвешенные оценки творчества группы. «Альбом состоит из несколько неуклюжего сочетания тяжелой рок-гитары, окрыленной Джимми Хендриксом и приглаженной джазовой эстрады. Наиболее заметный трек на записи – семиминутная с плюсом «Just Let Go», которая начинается с атмосферы джазового ночного клуба, но вскоре превращается в целиком погрузившийся в гитарные потоки восточно-психоделический джем-марафон» (Technicolor Web Of Sound). «Они талантливы, но их первый альбом далек от нокаута. Как первой стороне, так и второй не хватает вдохновения. «Eden’s Children» показали большой потенциал на альбоме и определенное выбранное направление. Теперь они должны быть немного больше критичны к материалу, который они записывают», (журнал «Go», ноябрь 1968).
В Бостоне первая пластинка «Eden’s Children» благодаря удачной звуковой режиссуре пользовалась заслуженным авторитетом: «Они записывались на «ABC Records» у «результативного» продюсера Боба Тиле и даже звучали немного по-другому, чем остальные. Они были более жесткими. Психоделически они были ближе к Хендриксу, нежели к «Grateful Dead»». У группы было отличное реноме, а у Ричарда Шамаха репутация великого гитариста, и как показал опрос на местном радио - они были на вершине бостонского музыкального Олимпа для многих слушателей. Их альбом повсеместно звучал практически на всех молодежных вечеринках. В национальном списке наиболее продаваемых альбомов журнала «Billboard» он поднялся до 196-го места, что было хотя и весьма скромным, но все же достижением для начинающей группы из Бостона. Особенно если учитывать политику тотального «джихада» провозглашенного против бостонских «неверных» на страницах большого количества, как «андеграундных» изданий, так и традиционных средств массовой информации. Так, что в рядах желающих воткнуть свою «ложку дегтя» в их маленький «бочонок меда» недостатка не было: «Несмотря на то, что продюсером записи был Боб Тиле, ужасающая аннотация, в которой Фрэнк Кофски сравнивает «Eden’s Children» с Джими Хендриксом и «Cream», - пожалуй, единственное, что хуже, чем их музыка. Это, вне всякого сомнения, слабый альбом, независимо от провозглашения Кофски Ричарда Шамаха более сильным вокалистом, нежели Джек Брюс, что не соответствует истине. Модуляции заставляют с мучительной ясностью осознать, насколько слаб "Шэм" (так на «ABC» хотели, чтобы Ричарда Шамаха назвали несуществующие фанаты) в качестве вокалиста. Появившись из мира, где «Beacon Street Union», «The Remains», «Listening», и «The Lost» были источниками музыкальных волн, эти бедные души явно не входят в данную лигу. Раздутое позиционирование, что группа больше чем «Cream», вне всякого сомнения, создает такие ожидания, которые эта троица никогда не сможет оправдать. «I Wonder Why» - это не «White Room», а «Stone Fox» – это полное смущение, но вам необходимо это услышать, чтобы понять насколько это действительно плохо. «Bad Habit» можно было бы выделить из-за ужасного гитарного звучания, если бы оно не продолжалось в «Just Let Go» на протяжении семи минут тридцати восьми секунд этого эпоса. Это ужасно. То, что Шамаху и басисту Ларри Кили всего лишь по 20 лет, а Стурману только на год больше, лучше всего говорит о безысходности стремления «ABC» вскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда. «Just Let Go» начинается, как трек с первого альбома «Velvet Underground» и постепенно мутирует в плохого Джимми Хендрикса. Ухудшение качества звука прогрессирует по мере записи».
Второй альбом «Eden’s Children» вышел осенью 1968 года и его снова продюсировал Боб Тиле, но на сей раз при режиссерской поддержке Джонатана Уиткапа (Jonathan Whitecup). Над оформлением разворота обложки диска потрудился гений фотографии Эллиотт Лэнди (Elliott Landy) работавший с различными андеграундными изданиями в Нью-Йорке и известный своими знаковыми фотографиями таких рок-легенд как Боб Дилан (Bob Dylan), Джим Моррисон (Jim Morrison), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Дженис Джоплин (Janis Joplin). В 1969 году он станет официальным фотографом исторического фестиваля в Вудстоке. На втором диске бостонская троица преодолевает влияние группы «Cream» весьма заметное на первой пластинке и раскрывают объятия мягким вокальным гармониям, минорному настроению и джазовым гитарным аккордам. И хотя в целом альбом, названный «Sure Looks Real», несколько неоднороден по своей структуре и не в такой степени насыщен виртуозной и филигранной игрой «Шэма» Шамаха на гитаре как на первой долгоиграющей работе, но в целом его качественный уровень не вызывает сомнений. «Дети Эдема» в очередной выгрузили из своих творческих запасников еще одну дюжину таких же туманных психоделических звуков, как и прежде, но новый диск все же имел заметно большее джазовое влияние, нежели первый, что, по-видимому, привело к его первоначальной недооценке даже среди верных поклонников коллектива, и как следствие он так и не сумел протаранить список 200 лучших пластинок Америки, публикуемый в журнале «Billboard». Однако внимательному слушателю при более глубокой звуковой медитации открывается новое видение мира и возможность очистить свой разум от переполняющих его негативных вибраций с помощью их музыки.
Несмотря на то, что и в этот раз игра Ричарда Шамаха поражает своей ювелирной точностью при полном взаимопонимании с жесткой сдержанностью ритм-тандема, тем не менее, находятся люди, которые имеют о данном альбоме суждения иного рода: «Если вы включите второй альбом «Детей Эдема», первое что услышите – это «Sure Looks Real», которая звучит родственно песням с первого диска, но, по мере развития альбома начинает казаться, что что-то все же не так. Это напоминает то, что случилось со второй пластинкой «Ultimate Spinach» (хотя их дела обстояли намного хуже). Все элементы первого альбома в наличии, но звук чрезвычайно выхолощенный. Он плоский и жидкий, хотя игра музыкантов просто великолепна. Я думаю, что вина здесь лежит на инженерах «ABC» . В данном случае получившийся результат выглядит так, словно они понятия не имеют, как нужно записывать рок группу. Бас растерял всю энергию, но при этом игра Кили выше всех похвал. Гитарное соло в «Things Gone Wrong» звучит настолько ужасно, что лицо ответственное за это должно находиться в следственном изоляторе», (журнал «Gо», 1968).
В студии: Боб Тиле и Ричард Шамах
Музыка с этого лонгплея и его винилового предшественника станет заметной вехой в истории бостонского рок-н-ролла и, так или иначе, послужит творческим импульсом для целой плеяды следующих поколений массачусетских музыкантов. Но в то же время нужно честно признать, что у «Детей Эдема» никогда не было того внимания, которого они действительно заслуживают. Вскоре после выхода второго альбома Кили покинул группу и был заменен Расселом Маркусом (Russell "Rusty" Marcus), но все равно коллектив, не выдержав последовавшей длительной полосы неудач и творческого кризиса, распался в 1969 году.
В качестве эпилога можно сказать, что по слухам Ричард «Шэм» Шамах был в какой-то момент на связи и утверждал, что в его распоряжении сохранились звуковые исходники с записями концертных выступлений «Eden’s Children» и что он собирается в ближайшее время выпустить. Надеюсь, что мы доживем до этого светлого дня.
Прежде чем продолжить повествование о группе «Eden’s Children», фактическая информация о творческом пути которой, крайне скудна и труднодоступна, наверное, есть необходимость чуть подробней остановиться на музыкальном феномене «бостонского звука». Идея создания маркетинговой концепции «Bosstown Sound» пришла в конце 1967 года в голову продюсера Алана Лорбера (Alan Lorber), в то время работавшего по контракту с «MGM Records». Алан Лорбер в начале 60-х был одним из ведущих продюсеров, композиторов и аранжировщиков в Соединенных Штатах, создавшим целую серию поп-, ритм-н-блюз и рок-хитов для различных американских артистов, среди которых можно отдельно выделить Нила Седаку (Neil Sedaka), Майка Клиффорда (Mike Clifford), Чака Джексона (Chuck Jackson) и Джеки Уилсон (Jackie Wilson). Кроме того, в 1964 году он сформировал и продюсировал группу «Mugwumps», известную тем, что в ее составе можно было обнаружить будущих участников «The Mamas & The Papas» и «Lovin' Spoonful». Для последнего из упомянутых коллективов Лорбер в дальнейшем срежиссировал их первый, попавший в «горячую десятку», сингл «Do You Believe in Magic». Стоит отдельно отметить, что Алан Лорбер для своей эпохи был не только чрезвычайно плодовитой и успешной личностью, но и весьма прогрессивным человеком, придерживающийся передовых взглядов на молодежную музыку и ее маркетинговое развитие в рамках сложившейся модели шоу-бизнеса. Его собственные виниловые работы, такие как альбом 1967 года «The Lotus Place», представляли собой психоделическую смесь из инструментальных кавер-версий, проверенных временем хитов и медитативных оркестровок с сильным индийским влиянием. Концептуально Алан Лорбер, как продюсер, стремился занять и максимально расширить пограничную территорию между двумя диаметрально противоположными мирами: традиционной поп-музыкой и все более набирающей творческую мощь контркультурой.
Термин «Bosstown Sound» впервые был использован в статье журнала «Newsweek» в январе ’68-го для описания формации новых исполнителей Восточного побережья базирующихся в Бостоне. Однако на этом месте мог бы быть любой другой город в этом районе США. За три месяца до публикации в «Newsweek» Алан Лорбер объявил в журналах «Billboard», «Cashbox», «Variety» и «Record World» о своем плане сделать Бостон центром для развития новых талантов. Речь шла об обычной для звукозаписывающей индустрии маркетинговой технологии, которая включала бы в себя: выпуск виниловой продукции, налаживание каналов и рынков сбыта, анонсирование и рекламу релизов, организацию гастролей артистов и регулярное освещение всех связанных с музыкантами событий в прессе для содействия увеличению национальных продаж выпускаемых пластинок. Эта программа не имела никаких отличий от множества подобных схем, традиционно используемых в сфере звукозаписи, за исключением того, что все исполнители были из одной и той же географической зоны. В качестве базиса для «бостонского звука» была выбрана корпорация «MGM», поскольку с этой фирмой у Лорбера уже были налаженные отношения, и он мог легко втиснуть новые имена в существующие контрактные договоренности. Важным аспектом в выборе Бостона было то, что его, в отличие от Сан-Франциско (где в то время была Мекка американской психоделической музыки) отделяло от Нью-Йорка (который был центром музыкальной индустрии) не расстояние в тысячи миль от западного побережья до восточного, а всего лишь несколько часов поездки на автомобиле. Но самое главное – Бостон был городом талантливой молодежи, поскольку из почти полумиллионного населения города - 250 тысяч составляли студенты, которые обучались в сотнях колледжей расположенных поблизости. По мнению Лорбера столица штата Массачусетс, город Бостон был идеальным местом для создания центра развития новых талантов, и с этим сложно поспорить.
Однако в 1968 году, сразу после первых шагов по воплощению этой программы в жизнь, она тут же воспламенила ярость и ненависть практически всех крупных журналистов страны, как «андеграундных», так и обычных, которые с пеной у рта и призывными воплями «ату» набросились на нее с обвинениями в циничной продажности шоу-бизнесу, в эксплуатации музыкантов, в бессовестной наживе с помощью имитации молодежной контркультуры и в манипуляции сознанием легковерных слушателей. Впрочем, у достаточно адекватных противников «бостонского звука» нашлись вполне весомые и здравые аргументы против этого начинания. Во-первых, говорили они, как ни старайся, никогда не будет другого Сан-Франциско, или Ливерпуля. Звуковой стиль этих городов стал результатом напряженной работы множества людей, создающих музыку, на протяжении нескольких лет, и они были выразителями жизненных и философских идей сообщества, частью которого являлись. Звук зарождался в основном на танцах, вечеринках и концертах, а эту, зыбкую и весьма спонтанную порой, атмосферу чрезвычайно сложно воспроизвести на записи. Во-вторых, большая часть музыкантов, которые являются частью этого звучания, скорее заинтересованы в создании значительных музыкальных документов, являющихся звуковыми вехами эпохи, чем непосредственно в зарабатывании денег и в возможности стать мега-поп-звездой. Группа «Grateful Dead» - яркий тому пример. Бостонские же музыканты (не все конечно, автоматические обобщения здесь не уместны) больше все-таки заинтересованы в прогрессировании своей карьеры. Хотя этот фактор не всегда носит исключительно негативный характер, ведь и «The Beatles» на заре своей биографии не были лишены честолюбия. Музыканты «бостонского звука» начинали записываться слишком рано, поскольку они одним семимильным скачком сокращали дистанцию, ведущую в стены студии звукозаписи практически до минимума. И им приходилось находить себя, свой стиль в процессе записи, а не путем долгих, изнурительных репетиций и напряженной концертной практики. А ведь у других исполнителей этот нелегкий путь занимал порой несколько лет, но в студии они появлялись подготовленными и уже твердо знали, что они хотят, и в каком направлении будут двигаться. В-третьих, то, что происходит в Бостоне - само по себе не очень уникальное явление. Там нет никакого единого специфического звучания, которое бы делало все коллективы легко узнаваемыми среди сотен подобных групп. Единственное различие между командами из Бостона и других городов – лишь в том, что другие продюсеры не упаковали там еще их «звук». При этом группы из Бостона слишком разные, так что правильнее бы было говорить не о «бостонском звуке», а о «звуках Бостона». Пожалуй, самый неудачный аспект этого явления заключается в неспособности звукозаписывающих компаний увидеть изменения, которые произошли в поп-музыке. Музыканты хотят быть свободными от бессмысленной эксплуатации в жестких тисках менеджеров, агентов, продюсеров и пиарщиков. Они хотят, чтобы все, что связано с группой могло быть без искажений представлено в их творческих результатах. Звукозаписывающие компании должны понимать, что вкусы молодежной аудитории становятся все более сложными и изысканными, и что пропасть между «топ 40» и рок-альбомами неуклонно расширяется, и старые подходы к музыке уже не работают как прежде. Если в группе есть что сказать, то общественность всегда ее услышит: «Big Brother And The Holding Company» завоевали огромное количество поклонников, не используя ни маркетинговых технологий, ни PR-агентов. Хит-парад мертв. Каждый должен выбрать: музыка или дерьмо. Таковы были доводы наиболее разумных и последовательных противников «Bosstown Sound» и с этими доводами невозможно не согласиться, хотя они местами и кажутся излишне декларативными.
"Billboard" (20 января 1968 года)
При всех плюсах и минусах «бостонского звука», которые можно было спокойно обсуждать и анализировать в прессе, абсолютно непонятна та атмосфера массовой истерии в журналисткой среде вокруг этого, пусть и не совсем однозначного, музыкального явления конца 60-х. Поиск «врагов народа» и массовая травля лазутчиков из стана шоу-бизнеса в сочетании «тактикой выжженной земли» в большинстве публикаций на эту тему в средствах массовой информации на протяжении практически года подряд, привела в конечном итоге к полному торпедированию бостонского «козла отпущения» и исчезновению его с музыкального горизонта. Редакция музыкального издания «Fusion» пыталась объяснить столь жесткую и немотивированно агрессивную позицию «неформального» журналистского сообщества во главе с журналом «Rolling Stone», тем что, по их мнению, Западное побережье в то время медленно, но верно становилось "музыкально бесплодным", и что Восточное побережье постепенно перехватывало эстафету от Сан-Франциско, и было готово создать условия для подавляющего коммерческого превосходства. Конечно, это объяснение выглядит слишком уж упрощенным и не учитывает скорей всего массу других факторов, но и не считаться с ним было бы излишне легкомысленно с нашей стороны. Алан Лорбер считает, что разумной разгадкой столь вероломного нападения на «бостонский звук» в ходе газетной «Барбароссы» является то обстоятельство, что в ходе решительной битвы между «истеблишментом» и «анти-истеблишментом» он послужил удобной мишенью для беглого перекрестного огня и стал «сакральной жертвой» и подходящим объектом для показательного «публичного кровопускания». И в этом качестве он устраивал обе противоборствующие стороны. Это была битва за доллары, за легализацию контркультурного «подполья» и придачу ему авторитета в глазах общества. В то время Шеффер Биэр (Schaeffer Beer) с помощью своего шоу «We'd Like To Make You A Star» (Мы хотели бы сделать вас звездой) начал охоту за талантами по всей стране, «Blues Magoos» выпустили свой второй альбом «Electric Comic Book», «Herman's Hermits» с группой «The Who» колесят по Америке в совместном трехмесячном турне, индийский исполнитель на ситаре Рави Шанкар (Ravi Shankar) выступает в Монтерее и выпускает свой первый заокеанский альбом «Live At Monterey», который начинает карабкаться вверх в чартах «Record World» и вся эта коммерциализация идет без всякого участия в нем «андеграунда». Позже, когда второй альбом бостонской группы «Orpheus», попал в 1969 году в джаз и поп-опросе журнала «Playboy» на 10-ю позицию в номинации «лучший вокальный альбом» наряду с «Simon and Garfunkel», «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», «Cream» и «Big Brother and The Holding Company» этот факт был попросту проигнорирован оппозиционно настроенной к группе контркультурой. Наконец, в довершение ко всему, и это, пожалуй, самое странное, недавно назначенный на пост президента «MGM Records» (а это был флагманский лейбл движения) 25-летний Майк Кёрб (Mike Curb) назвал в интервью журналу «Rolling Stone» патронируемое его корпорацией маркетинговое начинание «бостонской чепухой» и охарактеризовал входящих в него музыкантов как «кучу мусора». В своем рвении к корпоративной реорганизации он совершил массовый коммерческий геноцид лучших творческих сил Бостона, после которого им оставалось лишь сделать коллективное харакири. Его подлое предательство полностью перечеркнуло возможность дальнейшего развития весьма одаренных музыкантов, составлявших костяк «бостонского звука» в их смелых и новаторских поисках нового стиля, новой утонченности и изысканности, нового измерения музыки, которая в прошлом была всего лишь рок-н-роллом.
(Апрель, 1968)
Такой обстоятельный экскурс в историю стиля «Bosstown Sound» потребовался лишь для того, чтобы мы могли лучше понять в каких условиях, в какой атмосфере развивалась музыкальная биография «Eden’s Children», в каких жизненных декорациях и при каких обстоятельствах они жили, любили, творили и развивались. А значит, теперь, настал весьма подходящий момент, чтобы вновь обратится к повествованию об их недолгом творческом пути.
Трио из Бостона «Eden’s Children» было сформировано весной 1967 года. Свое название музыканты группы выбрали в качестве вариации на тему заглавия многоуважаемой ими и любимой пятой американской долгоиграющей пластинки «The Rolling Stones» выпущенной в Штатах в 1965 году – «December’s Children (And Everybody's)». В составе «Детей Эдема» (именно так переводится с английского название группы) в то время играли: вокалист и гитарист Роберт «Шэм» Шамах, барабанщик Джимми Стурмэн (Jimmy Sturman) и поющий басист-левша Ларри Кили (Larry Kiely). Психоделический рок пользовался тогда в молодежной среде Соединенных Штатах невиданной, широкомасштабной популярностью, с каждым днем завоевывая в свои ряды все больше и больше новых адептов. Не смогли его своим вниманием обойти и участники «Eden’s Children», поскольку психоделика - сложная, экспрессивная музыка, использующая широкий арсенал выразительных средств и воздействующая на эмоции и личные переживания слушателя с особой, гипнотической силой, недоступной ни легковесным поп-хитам, ни бездумным и безбашенным танцевальным рок-н-роллам. Своевременная подоспевшая удача в виде новой маркетинговой политики «бостонского звука» помогла им преодолеть не очень продолжительный период первоначальной неизвестности и отсутствия реального интереса к их творчеству. Однако вскоре застоявшийся лед массачусетской музыкальной культуры был взломан мощным ледоколом «MGM Records» и в образовавшейся зоне свободного творчества, для таких коллективов как «Eden’s Children», появилась долгожданная возможность для самореализации.
Группой заинтересовалась корпорация «ABC-Paramount Records» и уже весной 1968 года «Дети Эдема» выпускают пластинку сорок пятого калибра с записью песен «Goodbye Girl/Just Let Go». Вскоре вслед за предваряющим синглом последовал выход дебютного одноименного альбома. В качестве продюсера записи выступил легендарный Боб Тиле (Bob Thiele) под эгидой которого было выпущено бесчисленное количество классических джазовых альбомов признанных мастеров этого жанра. Среди них: Джон Колтрейн (John Coltrane), Чарльз Мингус (Charles Mingus), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Санни Роллинз (Sonny Rollins), Арчи Шеп (Archie Shepp) и Элберт Эйлер (Albert Ayler). Блюз также не был для него пустым звуком, как в прямом, так и в переносном смысле: его режиссерские работы с Джоном Ли Хукером (John Lee Hooker), Ти-Боун Уолкером (T-Bone Walker) и Би Би Кингом (B.B. King), для которого он спродюсировал один из лучших его альбомов «Lucille» (1967), говорят сами за себя. Кроме того, Боб Тиле совместно с Джорджем Дэвидом Вайсом (George David Weiss) написали для Луи Армстронга (Louis Armstrong) всемирно известный хит «What A Wonderful World», сингл с записью которого вышел все в том же 1968 году. Так что с продюсером «Детям Эдема» не просто повезло – сказочно повезло.
Невзирая на принадлежность винилового первенца группы к «бостонскому звуку» это был достаточно хорошо оцененный альбом и многие критики до сих пор считают его одним из классических дисков той эпохи, несмотря на то, что в свое время он не был особенно известен за пределами родного города. А самих «Eden’s Children» уже в то время продвинутая молодежь по праву считала лучшим трио Бостона. Музыкальный критик Джей Руби (Jay Ruby) написал в журнале «Jazz & Pop» в июне 1968 года: «Из всех групп в Бостоне, «Дети Эдема» возможно на сегодняшний день – самая лучшая. Используя формат трио, который теперь становится чрезвычайно популярным среди ориентированных на блюз групп, они генерируют столь бурный звук, что он мгновенно захватывает вас. Вокалист и гитарист, Шэм, обладает невероятной способностью стандартные заимствования из блюза, джаза, и старых форм рока превращать в свой собственный стиль. Если он продолжит развиваться в том направлении, а котором он движется сейчас, то станет одним из лучших в поп-музыке. Басист Ларри Кили, уже сейчас среди передовиков по профессии. Мы редко можем встретить подобную изысканную басовую работу в роке… Все, что я могу сказать, что «Eden’s Children» - одна из самых захватывающих новых групп в этом году. Купите записи и слушайте».
Ко времени появления винилового дебюта первые, наиболее массированные залпы «анти-бостонской кампании» слегка поутихли и поэтому наряду с оголтелой критикой встречались и весьма взвешенные оценки творчества группы. «Альбом состоит из несколько неуклюжего сочетания тяжелой рок-гитары, окрыленной Джимми Хендриксом и приглаженной джазовой эстрады. Наиболее заметный трек на записи – семиминутная с плюсом «Just Let Go», которая начинается с атмосферы джазового ночного клуба, но вскоре превращается в целиком погрузившийся в гитарные потоки восточно-психоделический джем-марафон» (Technicolor Web Of Sound). «Они талантливы, но их первый альбом далек от нокаута. Как первой стороне, так и второй не хватает вдохновения. «Eden’s Children» показали большой потенциал на альбоме и определенное выбранное направление. Теперь они должны быть немного больше критичны к материалу, который они записывают», (журнал «Go», ноябрь 1968).
В Бостоне первая пластинка «Eden’s Children» благодаря удачной звуковой режиссуре пользовалась заслуженным авторитетом: «Они записывались на «ABC Records» у «результативного» продюсера Боба Тиле и даже звучали немного по-другому, чем остальные. Они были более жесткими. Психоделически они были ближе к Хендриксу, нежели к «Grateful Dead»». У группы было отличное реноме, а у Ричарда Шамаха репутация великого гитариста, и как показал опрос на местном радио - они были на вершине бостонского музыкального Олимпа для многих слушателей. Их альбом повсеместно звучал практически на всех молодежных вечеринках. В национальном списке наиболее продаваемых альбомов журнала «Billboard» он поднялся до 196-го места, что было хотя и весьма скромным, но все же достижением для начинающей группы из Бостона. Особенно если учитывать политику тотального «джихада» провозглашенного против бостонских «неверных» на страницах большого количества, как «андеграундных» изданий, так и традиционных средств массовой информации. Так, что в рядах желающих воткнуть свою «ложку дегтя» в их маленький «бочонок меда» недостатка не было: «Несмотря на то, что продюсером записи был Боб Тиле, ужасающая аннотация, в которой Фрэнк Кофски сравнивает «Eden’s Children» с Джими Хендриксом и «Cream», - пожалуй, единственное, что хуже, чем их музыка. Это, вне всякого сомнения, слабый альбом, независимо от провозглашения Кофски Ричарда Шамаха более сильным вокалистом, нежели Джек Брюс, что не соответствует истине. Модуляции заставляют с мучительной ясностью осознать, насколько слаб "Шэм" (так на «ABC» хотели, чтобы Ричарда Шамаха назвали несуществующие фанаты) в качестве вокалиста. Появившись из мира, где «Beacon Street Union», «The Remains», «Listening», и «The Lost» были источниками музыкальных волн, эти бедные души явно не входят в данную лигу. Раздутое позиционирование, что группа больше чем «Cream», вне всякого сомнения, создает такие ожидания, которые эта троица никогда не сможет оправдать. «I Wonder Why» - это не «White Room», а «Stone Fox» – это полное смущение, но вам необходимо это услышать, чтобы понять насколько это действительно плохо. «Bad Habit» можно было бы выделить из-за ужасного гитарного звучания, если бы оно не продолжалось в «Just Let Go» на протяжении семи минут тридцати восьми секунд этого эпоса. Это ужасно. То, что Шамаху и басисту Ларри Кили всего лишь по 20 лет, а Стурману только на год больше, лучше всего говорит о безысходности стремления «ABC» вскочить на подножку последнего вагона уходящего поезда. «Just Let Go» начинается, как трек с первого альбома «Velvet Underground» и постепенно мутирует в плохого Джимми Хендрикса. Ухудшение качества звука прогрессирует по мере записи».
Второй альбом «Eden’s Children» вышел осенью 1968 года и его снова продюсировал Боб Тиле, но на сей раз при режиссерской поддержке Джонатана Уиткапа (Jonathan Whitecup). Над оформлением разворота обложки диска потрудился гений фотографии Эллиотт Лэнди (Elliott Landy) работавший с различными андеграундными изданиями в Нью-Йорке и известный своими знаковыми фотографиями таких рок-легенд как Боб Дилан (Bob Dylan), Джим Моррисон (Jim Morrison), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Дженис Джоплин (Janis Joplin). В 1969 году он станет официальным фотографом исторического фестиваля в Вудстоке. На втором диске бостонская троица преодолевает влияние группы «Cream» весьма заметное на первой пластинке и раскрывают объятия мягким вокальным гармониям, минорному настроению и джазовым гитарным аккордам. И хотя в целом альбом, названный «Sure Looks Real», несколько неоднороден по своей структуре и не в такой степени насыщен виртуозной и филигранной игрой «Шэма» Шамаха на гитаре как на первой долгоиграющей работе, но в целом его качественный уровень не вызывает сомнений. «Дети Эдема» в очередной выгрузили из своих творческих запасников еще одну дюжину таких же туманных психоделических звуков, как и прежде, но новый диск все же имел заметно большее джазовое влияние, нежели первый, что, по-видимому, привело к его первоначальной недооценке даже среди верных поклонников коллектива, и как следствие он так и не сумел протаранить список 200 лучших пластинок Америки, публикуемый в журнале «Billboard». Однако внимательному слушателю при более глубокой звуковой медитации открывается новое видение мира и возможность очистить свой разум от переполняющих его негативных вибраций с помощью их музыки.
Несмотря на то, что и в этот раз игра Ричарда Шамаха поражает своей ювелирной точностью при полном взаимопонимании с жесткой сдержанностью ритм-тандема, тем не менее, находятся люди, которые имеют о данном альбоме суждения иного рода: «Если вы включите второй альбом «Детей Эдема», первое что услышите – это «Sure Looks Real», которая звучит родственно песням с первого диска, но, по мере развития альбома начинает казаться, что что-то все же не так. Это напоминает то, что случилось со второй пластинкой «Ultimate Spinach» (хотя их дела обстояли намного хуже). Все элементы первого альбома в наличии, но звук чрезвычайно выхолощенный. Он плоский и жидкий, хотя игра музыкантов просто великолепна. Я думаю, что вина здесь лежит на инженерах «ABC» . В данном случае получившийся результат выглядит так, словно они понятия не имеют, как нужно записывать рок группу. Бас растерял всю энергию, но при этом игра Кили выше всех похвал. Гитарное соло в «Things Gone Wrong» звучит настолько ужасно, что лицо ответственное за это должно находиться в следственном изоляторе», (журнал «Gо», 1968).
Музыка с этого лонгплея и его винилового предшественника станет заметной вехой в истории бостонского рок-н-ролла и, так или иначе, послужит творческим импульсом для целой плеяды следующих поколений массачусетских музыкантов. Но в то же время нужно честно признать, что у «Детей Эдема» никогда не было того внимания, которого они действительно заслуживают. Вскоре после выхода второго альбома Кили покинул группу и был заменен Расселом Маркусом (Russell "Rusty" Marcus), но все равно коллектив, не выдержав последовавшей длительной полосы неудач и творческого кризиса, распался в 1969 году.
В качестве эпилога можно сказать, что по слухам Ричард «Шэм» Шамах был в какой-то момент на связи и утверждал, что в его распоряжении сохранились звуковые исходники с записями концертных выступлений «Eden’s Children» и что он собирается в ближайшее время выпустить. Надеюсь, что мы доживем до этого светлого дня.
Tracks:
Eden's Children (p) 1968
Eden's Children (p) 1968
- 01. Knocked Out 3:16
- 02. Goodbye Girl 3:20
- 03. If She's Right 2:34
- 04. I Wonder Why 3:29
- 05. Stone Fox 3:05
- 06. My Bad Habit 2:22
- 07. Just Let Go 7:43
- 08. Out Where The Light Fish Live 5:05
- 09. Don't Tell Me 4:48
Sure Looks Real (p) 1968
- 10. Sure Looks Real 4:29
- 11. Toasted (Kiely Jr.) 2:05
- 12. Spirit Call 2:44
- 13. Come When I Call 3:44
- 14. Awakening 2:08
- 15. The Clock's Imagination 2:54
- 16. Things Gone Wrong 4:06
- 17. Wings (Kiely Jr.) 2:40
- 18. Call It Design 3:20
- 19. Invitation 3:36
- 20. Echoes 2:20
All Songs Written By Richard 'Sham' Schamach,
Except Where Noted
Produced By Bob Thiele, Jonathan Whitcup
Mixed & Mastered By Steve Scheaffer
Engineer: Eddie Brackett (01-09) Brooks Arthur (10-20)
Except Where Noted
Produced By Bob Thiele, Jonathan Whitcup
Mixed & Mastered By Steve Scheaffer
Engineer: Eddie Brackett (01-09) Brooks Arthur (10-20)
Eden's Children:
- Richard "Sham" Schamach - Guitars, Vocals
- Larry Keily Jr. - Bass, Vocals
- Jim Sturman - Drums, Percussion
Fantastic! Wonderful jazz accents mixed in here. Thanks very much!
ОтветитьУдалитьIt would be great to hear live recordings of "Eden's Children" in this lifetime :)
ОтветитьУдалить