воскресенье, 27 марта 2016 г.

Eddie Boyd • Five Long Years ℗ 1966 [FLAC]



Исполнитель: Eddie Boyd
Страна: USA
Название альбома: Five Long Years
Год выпуска: 1966
Этикетка: Fontana
Жанр: Blues, Piano Blues, Chicago Blues
Формат: FLAC
Габариты: 212 MБ
Хронометраж: 00:34:21
Доступ:Yandex

«Five Long Years» - дебютный полноформатный виниловый альбом американского блюзового пианиста Эдди Бойда (Eddie Boyd), изданный в 1966 году лейблом «Fontana», британским подразделением голландской фирмы грамзаписи «Philips Records». Титульная песня этого диска была написана Бойдом в 1952 году и издана в июле того же года на 10-дюймовом шеллаковом диске и 7-дюймовом виниловом сингле. Композиция поднялась до первой ступеньки в списке ритм-н-блюзовых хитов журнала «Биллбоард» и стала наиболее воспроизводимым другими исполнителями песенным сочинением автора. Среди наиболее известных римейков этого двенадцатитактового блюза мы обнаружим следующие версии: Литтл Джуниор Паркер (1959, #13 R&B), Джон Ли Хукер (1961), Вилли Кобб (1962), Мадди Уотерс (1963), «The Yardbirds» (1963), Джон Лонг Болдри (1964), Айк и Тина Тернер (1968), Бобби Бланд (1970), Фредди Кинг (1971), Би-Би Кинг (1972), Бадди Гай (1991) и Эрик Клаптон (1994).

Родился Эдвард Райли Бойд (Edward Riley Boyd) согласно официально принятой версии 25 ноября 1914 года в хижине на хлопковой плантации Фрэнка Мура, расположенной в двенадцати верстах от небольшого провинциального городка Кларксдейл (штат Миссисипи). На той же плантации «Stovall», добывая хлеб свой насущный, в поте лица трудилась и семья МакКинли Морганфильда, в блюзовом мире больше известного под сценическим именем Мадди Уотерс. Благодаря сухому и жаркому климату Миссисипщины (среднегодовая температура +18) руины деревянной хижины, в которой ранее жили Морганфильды, были в довольно хорошем состоянии вплоть до середины девяностых, несмотря на периодические набеги разного рода бородатых вандалов, типа Билли Гиббонса из группы «ZZ Top», которые взяли за моду выламывать доски из этого исторического памятника, чтобы выпилить из них свои паршивые электрические гитары. Поскольку жить в этих развалинах было уже практически невозможно, то добрые люди из «House of Blues Corporation», разобрали их на части и подвергли реставрации, чтобы передать затем их в дар «Музею дельта-блюза» в Кларксдейле. А вот хижина семейства Бойдов, к сожалению, не дожила до двадцать первого столетия, но стоит ли особо удивляться этому обстоятельству, ведь даже рабство было официально отменено в штате Миссисипи только в феврале 2013 года.


Нет ничего удивительного в том, что выросший в самом сердце плодородной дельты Миссисипи Эдди Бойд в раннем возрасте самостоятельно выучился играть на гитаре. Можно даже сказать, что он весьма преуспел в этом занятии, поскольку вскоре по вечерам стал исполнять блюз в шумных забегаловках для сельскохозяйственных рабочих, оборудованных музыкальными аппаратами и небольшими площадками для танцев. Это была суровая музыкальная школа, вполне соответствующая тяжелой доле темнокожих уроженцев региона, где непроходимая бедность и каторжный труд издревле шли рук об руку друг с другом. А если прибавить к этому ужасающую несправедливость и царящую здесь политику сегрегации, то, пожалуй, лучше назвать это тернистым Университетом жизни. В 1936 году после столкновения с молодыми белыми расистами, переросшего в кровавую стычку Эдди Бойд перебрался в крупнейший индустриальный центр в юго-западной части штата Теннесси, город Мемфис, для того, чтобы избежать уголовного преследования, а заодно и впитать в себя сокровенные пульсации блюза, источаемые несметным скоплением музыкальных клубов на знаменитом проспекте Бил-стрит. Там на левом берегу Миссисипи, вдохновляемый творчеством Рузвельта Сайкса (Roosevelt Sykes) и Лероя Карра (Leroy Carr) он освоил фортепиано и неустанно совершенствовал свое исполнительское мастерство в составе руководимого им ансамбля «The Dixie Rhythm Boys».


В 1941 году, вслед за второй волной Великой миграции чернокожих американцев, увлекшей за собой в промышленные города Севера и Северо-Востока свыше пяти миллионов человек, Маленький Эдди (такое тогда у него было прозвище в блюзовых кругах) также решил перекочевать в Чикаго, третий по численности город Соединенных Штатов, сверкающий огнями на западном побережье озера Мичиган. Там он работает на оборонном заводе, а вечерами по крупицам зарабатывает себе профессиональную репутацию, крутясь как белка в колесе по местным клубам и барам, время от времени коллаборационируя со своим двоюродным братом и соседом по хлопковой плантации Мадди Уотерсом (Muddy Waters), гитаристом Джонни Шайнсом (Johnny Shines) и легендой блюзовой гармоники Джоном Ли Кертисом Уильямсоном по прозвищу «Sonny Boy». Именно этот именитый харпер в один из декабрьских дней 1945 года даст нашему герою пропуск в мир звукозаписи, пригласив его в инструментальный ансамбль, собранный для записи песни «Elevator Woman». Также в качестве аккомпаниатора в студии «RCA Victor» он записал под предводительством продюсера Лестера Мелроуза (Lester Melrose) ряд номеров для чикагских корифеев блюза Биг Масео (Big Maceo), Биг Билл Брунзи (Big Bill Broonzy), Джаз Гиллума (Jazz Gillum) и Тампа Реда (Tampa Red). Первый самостоятельной пластинкой Эдди Бойда можно считать записанный 3 апреля 1947 года шеллаковый диск на 78 оборотов в минуту с нарезанными на нем песнями «I Had To Let Her Go» и «Kilroy Won't Be Back».


Звездный час придет к нему летом 1952 года, когда фирма грамзаписи «J.O.B. Records» выпустит дуплетом на виниловом и шеллаковом носителях песню «Five Long Years», которая моментально станет блокбастером среди поклонников ритм-н-блюза в Соединенных Штатах. В записи бессмертного шедевра приняли участие: Эрнест Коттон (Ernest Cotton) – тенор-саксофон; Эл-Си МакКинли (L.C. McKinley) – гитара; Алфред Элкинс (Alfred Elkins) – бас и Перси Уолкер (Percy Walker) – барабаны. К этой композиции, в течение семи недель остававшейся на вершине блюзового чарта и принесшей ему отблески звездной славы, Эдди Бойд будет возвращаться неоднократно, снова и снова переписывая ее в различных вариациях с различными составами: в 1958-м, в 1962-м, дважды в 1965-м и, наконец, в 1976-м. Несмотря на мощную пробоину, проделанную вышеупомянутым средне-темповым блюзом в расовом хит-параде, количество тугриков отчисляемых менеджментом лейбла «J.O.B.» новоиспеченному хит-мейкеру, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Наверное, поэтому недовольный таким поворотом дел Бойд предпочел заключить контракт с темнокожим ушлым промоутером, радио ди-джеем и владельцем фирмы грамзаписи «Parrot» Элом Бенсоном (Al Benson), который позже втихаря перепродаст своего темнокожего собрата лейблу «Chess Records», основанному в 1950 году братьями Чиж - двумя польскими семитоамериканцами, сменившими в угоду заокеанской конъюнктуре свою птичью фамилию на шахматную. И хотя Эдди Бойд не был в особом восторге и от деловой политики «Chess», но, тем не менее, два новых маркетинговых прорыва не заставили себя долго ждать: композиция «24 Hours» поднялась до третей ступеньки ар-энд-би списка в феврале 1953 года, а последовавший за ней в мае того же года блюзовый номер «Third Degree» сумел добиться аналогичного успеха. Однако наступившая вскоре безумная эра рок-н-ролла бесцеремонно вытеснила ритм-н-блюз из хит-парадов и радио-эфиров, сведя шансы Эдди Бойда на общенациональный успех практически к нулю. Растущие разногласия с одним из «шахматных» братьев, считавшего пианиста бездарностью, привели Эдди Бойда к патовой ситуации, в которой ему пришлось пойти на вынужденную рокировку, разменяв «Chess» на пригоршню более мелких лейблов таких как: «Oriole», «Bea & Baby», «Key Hole», «Mojo», «La Salle» и «Art-Tone». Серьезная автомобильная авария, в которую попал Бойд, также не пошла на пользу его музыкальной карьере, выбив его из седла на три месяца и усугубив и без того уже непростую с финансовой точки зрения обстановку.


Можно сказать, что практически случайно в 1965 году Эдди Бойд оказался в составе группы Бадди Гая (Buddy Guy) и отправился в свою первую заокеанскую гастрольную поездку. Это турне проводилось в рамках «American Folk Blues Festival», музыкального мероприятия, которое, начиная с 1962 года, в течение ряда лет представляло молодежной аудитории в Германии, Великобритании и Франции ведущих американских исполнителей блюза, таких как Джон Ли Хукер, Воющий Волк (Howlin’ Wolf), Мадди Уотерс, Санни Бой Уильямсон, Отис Раш (Otis Rush), Сиппи Уоллес (Sippie Wallace), Мемфис Слим (Memphis Slim), Вилли Диксон (Willie Dixon), Чемпион Джек Дюпри (Champion Jack Dupree) и многих других популярных в те дни в Америке черных артистов, большинство из которых никогда ранее не выезжали с концертами за пределы Соединенных Штатов. Фестивальные туры широко освещались на телевидении и в средствах массовой информации, что в немалой степени способствовало росту популярности блюзовой музыки в Европе в первой половине шестидесятых годов прошлого века. Идея трансатлантического музыкального десанта аутентичных афроблюзменов в рамках европейского фестиваля принадлежала немецкому джазовому публицисту, писателю и продюсеру Иоахиму-Эрнсту Берендту (Joachim-Ernst Berendt), который справедливо предполагал, что поскольку джаз и рок-н-ролл братья по блюзу, то аудитория обоих, весьма популярных в то время в Европе стилей, будет испытывать ощутимый интерес к этому музыкальному направлению. Немецкие промоутеры Хорст Липпман (Horst Lippmann) и Фриц Рау (Fritz Rau) воплотили эту смелую идею в жизнь. Заручившись поддержкой влиятельного чикагского композитора и контрабасиста Вилли Диксона, они получили широкий доступ к актуальной блюзовой сцене американского континента.


Именно во время этой фестивальной поездки 20 октября 1965 года на лондонской студии «Wessex Sound» и был записан музыкальный материал для представленной здесь долгоиграющей пластинки «Five Long Years». В роли продюсеров выступили организаторы фестиваля Липпман и Рау, технологическим ревизором звука – Майкл Вернон (Michael Vernon), в то время штатный продюсер фирмы «Decca», но в скором будущем на его совести будет создание собственного независимого британского блюзового лейбла «Blue Horizon». Аккомпанирующий Эдди Бойду состав выглядел следующим образом: Джимми Ли Робинсон (Jimmy Lee Robinson) заведовал басом; Фредди Беллоу (Freddie Bellow) сидел за ударной установкой, а Бадди Бой (Buddy Boy) сублимировал с помощью шести гитарных струн. Последний из упомянутых персонажей не кто иной, как Бадди Гай, решивший, видимо, в знак особого уважения к старшему товарищу, решившему понизить себя на его сольном альбоме из «парня» (guy) до «мальчика» (boy). Сам же корифей блюзовых клавиш, помимо традиционного фортепиано играл на этом диске также и на органе, который по его просьбе был специально доставлен в студию звукозаписи. При помощи этого музыкального инструмента Бойдом были сочинены две новые композиции специально для британского альбома: «Hello Stranger» и «Big Question». Самое невероятное, что Эдди не только впервые использовал орган на своих записях, но и в первый раз в жизни играл на нем именно во время этой сессии звукозаписи. По сложившейся уже в былые времена традиции Бойд перезаписал свои наиболее ходовые и проверенные песни: «Five Long Years», «Blue Monday Blues», «Where You Belong», «I’m Coming Home», «24 Hours Of Fear», «Come On Home», «All The Way». Впрочем, подобного рода «откаты» к «делам давно минувших дней, к преданью старины глубокой» были свойственны и многим другим блюзовым мэтрам, в частности Джону Ли Хукеру, который не страдал особой щепетильностью в подобного рода вопросах. Остается лишь вспомнить, что народная мудрость в аналогичных случаях гласит: «Новые песни пишет тот, у кого старые плохие».


В этом месте мы, пожалуй, прервем начатое повествование о музыкальной карьере Эдди Бойда, оставив для себя мощный стимул вернуться к прерванному рассказу о его творческом пути, в очередной раз прихватив из звуковых сусеков один из записанных им блюзовых шедевров.
Tracks:

• 01. Five Long Years 2:39
• 02. Hello Stranger 2:49
• 03. Where You Belong 2:45
• 04. I'm Comin' Home 2:46
• 05. My Idea 2:59
• 06. The Big Question 3:07
• 07. Come On Home 2:48
• 08. Blue Monday Blues 3:30
• 09. Eddie's Blues 2:29
• 10. All The Way 3:37
• 11. Twenty-Four Hours Of Fear 2:19
• 12. Rock The Rock 2:33

All Tracks Written By Eddie Boyd
Produced By Lippman & Rau
Recorded October 21,1965 at Wessex Sound Studios, London

Personnel:
Jimmy Lee Robinson - Bass Guitar
Freddie Below - Drums
Buddy Boy - Guitar
Eddie Boyd - Vocals, Piano, Organ


Комментариев нет:

Отправить комментарий