Исполнитель: Miles Davis
Страна: USA
Название альбома: Bags’ Groove
Год выпуска: 1957
Этикетка: Prestige
Жанр: Jazz, Bop, Hard Bop
Формат: FLAC
Габариты: 150,7 MБ
Хронометраж: 00:46:11
Доступ: Yandex
Первый самостоятельный творческий шаг выдающийся джазовый музыкант современности, негритянский трубач Майлс Дейвис сделал, как известно, в 1949 году, организовав знаменитый нонет «Кэпитол», завершивший становление академического джазового стиля «кул», господствовавшего в течение всей первой половины 50-х годов. Сменивший «кул» стиль «хард-боп» (или «необоп») также возник при непосредственном участии Дейвиса, вернувшегося в сезоне 1953/54 года к активной концертной деятельности. В это время различные коллективы под руководством двадцативосьмилетнего трубача регулярно записываются на фирме «Престиж», способствуя возвращению в джаз афро-американской манеры звукоизвлечения, темпераментного свингующего ритма, формы негритянского блюза и, быть, может, самое главное – эмоциональной самоотдачи традиционных негритянских песнопений – спиричуэлс и госпел.
В 1955 году Майлс с триумфом (характерным для всех последующих этапов его карьеры) выступает на самом авторитетном фестивале джаза в Ньюпорте (по иронии судьбы, впрочем, пригласить трубача было решено в самую последнюю минуту) и получает предложение сотрудничать с самой серьезной американской фирмой грамзаписи «Колумбия». Однако договорные обязательства с компанией «Престиж», которая не только в спешном порядке записывает его новые работы, но и выпускает уже известные; причем делается это так, чтобы не дублировать уже вышедшие диски. Так первую сторону настоящей пластинки составляют две версии пьесы, которая дала ей название – «Bags’ Groove». Обе они сделаны в канун рождества 1954 года, но если первая вошла в пластинку «Гиганты современного джаза» (этим названием фирма намекала на участие трех членов «Квартета современного джаза», то вторая увидела свет впервые именно на этом диске. Эту блюзовую тему в тональности «фа» написал Милт Джексон (отсюда и название: «Bags’» - это его прозвище); с тех пор «Bags’ Groove» постоянно звучит, если и не на концертах, то уж обязательно на джем-сешн. «Гиганты современного джаза» исполняют ее вместе с пианистом Телониусом Монком (кстати, впервые появляющегося на пластинках «Мелодии»). Впрочем, хорошо известно, что выбор этого пианиста в качестве аккомпаниатора Дейвису не понравился («Я ценю его только как композитора и аранжировщика», - заметил он позже), и Монк в обоих случаях выступает лишь после того, как руководитель ансамбля заканчивает свое соло. Сравнивая оба варианта, нельзя не заметить, что открывающий пластинку - в целом интересней, удачней и первое соло самого Дейвиса. Характерная же для Монка угловатая манера игры (так контрастирующая с «закругленностью» Майлса) изобретательнее проявляется во втором варианте. К тому же аккомпанемент пианиста ярко оттеняет легкий, изящный звук вибрафона Милта Джексона.
Вторая сторона пластинки была записана 29 июня 1954 года и таким образом как бы завершала очень плодотворный для Дейвиса концертный сезон. В течение сезона Дейвис выступал и приходил в студию звукозаписи именно с теми музыкантами, которые приняли участие и в этой записи.
Дейвис остановился на обычном для того времени репертуаре – трех новых темах авторства саксофониста Сонин Роллинса и балладе Джорджа Гершвина «Не для меня», которая также представлена в двух вариантах. Их. сравнение на этот раз позволяет еще раз увидеть, что Майлс Дейвис добивался как можно большего единстве темы и импровизационных соло. В обоих случаях, баллада Гершвина приобретает более драматический, нежели .лирический характер. Темы «Airegin» и «Oleo» Дейвис впоследствии использовал регулярно на его пластинках они появляются вплоть до начала джаз-poкового периода, т. е. второй половины 60-х годов. «Aireqin» — это название африканского государства «Нигерия», прочитанное справа налево, как бы зашифрованная идейная программа джаза, вновь обращающегося к африканским истокам. Пьеса эта –яркий образец нового по тем временам стиля (название «соул-джаз» придет позже), сочетающего характерно дейвисовскую «микрофонную» манеру звукоизвлечения с традиционно понимаемым ритмом – свингом.
«Oleo», c одной смтороны, продолжает эксперименты «кула» и звучит фактически в трио Дейвиса и Роллинса в сопровождении Перси Хита; Силвер и Кларк вступают только в среднем разделе темы. С другой сторонь1, импровизация Сильвера заставляет вспомнить его будущие работы с квинтетом «Джаз Мессенджерз» Арта Блейки и с собственным квартетом.
В «Doxy» уже сама тема, построенная по принципу «вопроса — ответа» негритянских спиричуэлс, является образцом соуп-джаза, причем той его «крайней» разновидности, которая получит позднее название «фанки» и послужит отправной точкой для создания сначала новой негритянской эстрадной музыки — «соул», а впоследствии и танцевального стиля «диско».
В своей аннотации к первому изданию настоящей пластинки в 1957 году критик Айра Джитлер писал: «Если и сейчас записи Армстронга 30-х годов представляют для нас интерес, то я уверен, что пластинки Майлса Дейвиса трехлетней давности не утратят своего смысла и через 30 лет». Что ж, критик не ошибся. Музыка Майлса Дейвиса не только не стареет со временем, она приобретает новое историческое измерение.
В 1955 году Майлс с триумфом (характерным для всех последующих этапов его карьеры) выступает на самом авторитетном фестивале джаза в Ньюпорте (по иронии судьбы, впрочем, пригласить трубача было решено в самую последнюю минуту) и получает предложение сотрудничать с самой серьезной американской фирмой грамзаписи «Колумбия». Однако договорные обязательства с компанией «Престиж», которая не только в спешном порядке записывает его новые работы, но и выпускает уже известные; причем делается это так, чтобы не дублировать уже вышедшие диски. Так первую сторону настоящей пластинки составляют две версии пьесы, которая дала ей название – «Bags’ Groove». Обе они сделаны в канун рождества 1954 года, но если первая вошла в пластинку «Гиганты современного джаза» (этим названием фирма намекала на участие трех членов «Квартета современного джаза», то вторая увидела свет впервые именно на этом диске. Эту блюзовую тему в тональности «фа» написал Милт Джексон (отсюда и название: «Bags’» - это его прозвище); с тех пор «Bags’ Groove» постоянно звучит, если и не на концертах, то уж обязательно на джем-сешн. «Гиганты современного джаза» исполняют ее вместе с пианистом Телониусом Монком (кстати, впервые появляющегося на пластинках «Мелодии»). Впрочем, хорошо известно, что выбор этого пианиста в качестве аккомпаниатора Дейвису не понравился («Я ценю его только как композитора и аранжировщика», - заметил он позже), и Монк в обоих случаях выступает лишь после того, как руководитель ансамбля заканчивает свое соло. Сравнивая оба варианта, нельзя не заметить, что открывающий пластинку - в целом интересней, удачней и первое соло самого Дейвиса. Характерная же для Монка угловатая манера игры (так контрастирующая с «закругленностью» Майлса) изобретательнее проявляется во втором варианте. К тому же аккомпанемент пианиста ярко оттеняет легкий, изящный звук вибрафона Милта Джексона.
Вторая сторона пластинки была записана 29 июня 1954 года и таким образом как бы завершала очень плодотворный для Дейвиса концертный сезон. В течение сезона Дейвис выступал и приходил в студию звукозаписи именно с теми музыкантами, которые приняли участие и в этой записи.
Дейвис остановился на обычном для того времени репертуаре – трех новых темах авторства саксофониста Сонин Роллинса и балладе Джорджа Гершвина «Не для меня», которая также представлена в двух вариантах. Их. сравнение на этот раз позволяет еще раз увидеть, что Майлс Дейвис добивался как можно большего единстве темы и импровизационных соло. В обоих случаях, баллада Гершвина приобретает более драматический, нежели .лирический характер. Темы «Airegin» и «Oleo» Дейвис впоследствии использовал регулярно на его пластинках они появляются вплоть до начала джаз-poкового периода, т. е. второй половины 60-х годов. «Aireqin» — это название африканского государства «Нигерия», прочитанное справа налево, как бы зашифрованная идейная программа джаза, вновь обращающегося к африканским истокам. Пьеса эта –яркий образец нового по тем временам стиля (название «соул-джаз» придет позже), сочетающего характерно дейвисовскую «микрофонную» манеру звукоизвлечения с традиционно понимаемым ритмом – свингом.
«Oleo», c одной смтороны, продолжает эксперименты «кула» и звучит фактически в трио Дейвиса и Роллинса в сопровождении Перси Хита; Силвер и Кларк вступают только в среднем разделе темы. С другой сторонь1, импровизация Сильвера заставляет вспомнить его будущие работы с квинтетом «Джаз Мессенджерз» Арта Блейки и с собственным квартетом.
В «Doxy» уже сама тема, построенная по принципу «вопроса — ответа» негритянских спиричуэлс, является образцом соуп-джаза, причем той его «крайней» разновидности, которая получит позднее название «фанки» и послужит отправной точкой для создания сначала новой негритянской эстрадной музыки — «соул», а впоследствии и танцевального стиля «диско».
В своей аннотации к первому изданию настоящей пластинки в 1957 году критик Айра Джитлер писал: «Если и сейчас записи Армстронга 30-х годов представляют для нас интерес, то я уверен, что пластинки Майлса Дейвиса трехлетней давности не утратят своего смысла и через 30 лет». Что ж, критик не ошибся. Музыка Майлса Дейвиса не только не стареет со временем, она приобретает новое историческое измерение.
Д. Ухов
Tracks:
• 01. Bags' Groove (Take 1) 11:16
(Milt Jackson)
• 02. Bags' Groove (Take 2) 9:24
(Milt Jackson)
• 03. Airegin 5:01
(Sonny Rollins)
• 04. Oleo 5:14
(Sonny Rollins)
• 05. But Not for Me (Take 2) 5:45
(George Gershwin & Ira Gershwin)
• 06. Doxy 4:55
(Sonny Rollins)
• 07. But Not for Me (Take 1) 4:36
(George Gershwin & Ira Gershwin)
• 01. Bags' Groove (Take 1) 11:16
(Milt Jackson)
• 02. Bags' Groove (Take 2) 9:24
(Milt Jackson)
• 03. Airegin 5:01
(Sonny Rollins)
• 04. Oleo 5:14
(Sonny Rollins)
• 05. But Not for Me (Take 2) 5:45
(George Gershwin & Ira Gershwin)
• 06. Doxy 4:55
(Sonny Rollins)
• 07. But Not for Me (Take 1) 4:36
(George Gershwin & Ira Gershwin)
Produced by Bob Weinstock
Recorded by Rudy Van Glelder at Van Glelder Studio , Hackensack , NJ ;
December 24 , 1954 (01, 02), and June 29 , 1954 (03 – 07)
Recorded by Rudy Van Glelder at Van Glelder Studio , Hackensack , NJ ;
December 24 , 1954 (01, 02), and June 29 , 1954 (03 – 07)
Band:
• Miles Davis – trumpet
• Horace Silver – piano
• Percy Heath – bass
• Kenny Clarke – drums
• Milt Jackson – vibraphone (01, 02)
• Thelonious Monk – piano (01, 02)
• Sonny Rollins – tenor saxophone (03-07)
• Miles Davis – trumpet
• Horace Silver – piano
• Percy Heath – bass
• Kenny Clarke – drums
• Milt Jackson – vibraphone (01, 02)
• Thelonious Monk – piano (01, 02)
• Sonny Rollins – tenor saxophone (03-07)
Комментариев нет:
Отправить комментарий