пятница, 5 января 2018 г.

Joni Mitchell • Mingus ℗ 1979



Исполнитель: Joni Mitchell
Страна: Canada
Название альбома: Mingus
Год выпуска: 1979
Этикетка: Asylum Records
Жанр: Jazz, Jazz Rock, Vocal Jazz
Формат: FLAC
Габариты: 164 MБ
Хронометраж: 00:37:20
Доступ: Yandex


ВТОРОЙ ВАРИАНТ


«Есть всего лишь два варианта. Первый: ты следуешь тому, что уже принесло успех когда-то. И тебя упрекают в том, что ты не меняешься. Но если ты стремишься к переменам, тебя бранят за то, что ты стремишься к переменам. Но не меняться – скучно, а искать новое – интересно. Поэтому я предпочитаю, чтобы меня ругали за второе».


Эти слова принадлежат известной американской (точнее — канадской, поскольку она родилась и выросла в Канаде, так что, может, лучше бы назвать ее североамериканской?) певице (и опять следует сделать уточнение: таких, как она, называют «singer-songwriter» — «певец-композитор-поэт», и в случае с Джони Митчелл затруднительно что-либо поставить первым в этой последовательности). А сказала она эти слова сразу после выхода летом 1979 года своего нового альбома, посвященного памяти знаменитого джазмена Чарльза Мингуса.


Но начнем по порядку. Джони Митчелл родилась в Ванкувере в патриархальной семье мелкого бизнесмена. «Если есть у меня цензоры, то это мама с папой. Когда я пишу песню, даю интервью, я все время думаю: а как им это понравится? Я помню такой случай: я уже была довольно известна, жила в Нью-Йорке. А дома, в Канаде, соседка как-то спросила у мамы обо мне. Мама ответила; «Дочь стала музыкантшей». И соседка покачала головой: «Ох, бедная вы моя!»


Джони Митчелл запела впервые для публики в десять лет — она тогда лежала в больнице с полиомиелитом. «Я думала, что больше никогда не встану. И вот наступает Новый год, а мы лежим, прикованные к кроватям. И я запела, Тогда я поняла, что это такое — петь для людей».


«В колледже нас учили только тому, что думать, а не как думать». Наверное, поэтому училась плохо. Но уже тогда она писала стихи, много и успешно рисовала. Родители думали, что Джони станет художницей. Но после окончания колледжа она уехала в Торонто, вышла замуж за певца Чака Митчелла и начала вместе с ним петь народные песни. Это продолжалось недолго. «Я не могла петь то, что написали другие. Мне казалось, что это нечестно — петь чужие слова. И я начала петь свои стихи. Я стремилась быть предельно искренней. Мои стихи были тем, что называют «исповедальной лирикой». Это был не фолк, и это был не рок в чистом смысле этого слова». Героиня ее песен — девушка из маленького провинциального городка, наивная и целомудренная, в сумятице огромного мира не растерявшая своей нравственной чистоты и доверия к людям. Ее песни имели успех, но весьма ограниченный, в ограниченной аудитории. Потом Джони переезжает в США, знакомится с Дэвидом Кросби из группы «Кросби, Стиллз, Нэш и Янг». Для Джони начинается совсем новый этап. «До того мои песни были все еще воспоминанием детства, в них много было от детских сказок, Но наступала эра Вудстока, эра борьбы против агрессии во Вьетнаме. Это было время горьких и справедливых песен». Героиня песен Митчелл взрослеет вместе с певицей, «Любовь, добро, справедливость не могут сосуществовать рядом с насилием и смертью, Когда от руки твоего любимого гибнут в далеком Вьетнаме дети, гибнет и твоя любовь». Джони сравнивали с Филом Оксом, с Бобом Диланом, но она все-таки была немного в стороне, даже когда пела с «Кросби, Стиллз, Нэш и Янг»; она стремилась вырваться из-под их влияния, оставаться самой собой. Поколение музыкантов, к которым принадлежит Джони, постепенно растворялось. Они старели, от них уходили слушатели, «Кросби, Стиллз, Нэш и Янг» то распадались, то снова сходились. Джони шла дальше. Ее новые альбомы — «Court And Spark», «Hissing Of The Summer Lawns» — были приняты очень тепло слушателями и недоверчиво критикой. Слишком разительным был переход от «исповедальной лирики» к зрелой, «вполне мужской» поэзии.


Работу Джони заметил знаменитый джазовый музыкант Чарльз Мингус. Уже тогда он был смертельно болен, знал об этом. Он предложил Джони работать вместе с ним над стихами Томаса Элиота: он напишет музыку, а Джони будет играть на гитаре тему и читать стихи. Джони перечитала книгу Элиота, позвонила Мингусу и спросила: «Может, вы мне предложите лучше почитать из Библии?» Мингус холодно ответил, что он продумает этот вариант. Они не разговаривали несколько месяцев. Потом Мингус позвонил снова. Он написал шесть мелодий (он назвал их «Джони I-VI») и хотел, чтобы Джони написала к ним стихи и спела их. Джони начала работу, которая заняла год. Чарльз умер, так и не услыхав всех песен. Джони продолжала работать. Альбом вышел, она назвала его «Мингус».


На этот раз успех был полным. Критика признала новую Джони Митчелл. Последовали многочисленные интервью. В одном из них, которое Джони дала американскому журналу «Роллинг стоун», она говорила: «Это очень просто — стать королевой рок-н-ролла или еще какого-нибудь направления в музыке. И если ты на этом остановишься, если твоя цель — всего лишь «золотой», «платиновый» диск — тогда тебе конец. Ты скоро вылетишь, а это очень больно, Моя цель — постоянный интерес к музыке. Вот почему я так рада была работать с Чарльзом Мингусом, Это был шанс поучиться у великого артиста и у великого человека. Он знал, что болен, мы об этом никогда не говорили, но однажды Он сказал мне: «Я умираю, девочка. Раньше мне казалось, что я знаю, как это делается, а теперь я не уверен». Вот это мужество. Каждый артист должен быть мужественным и идти своей дорогой. Об этом я и написала в стихах. Мои песни для меня как дети. Я выпускаю их в мир на позор или на славу. Некоторые могу петь только я, некоторые уже живут отдельно от меня, но они все — мои дети. А нормальный человек не может отказываться от своих детей».


Н. Тумансина
Журнал "Ровесник", №1, 1980



Tracks:
• 01. Happy Birthday 1975 (Rap) 0:57
(music by Mildred J. Hill)
• 02. God Must Be a Boogie Man 4:35
• 03. Funeral (Rap) 1:07
• 04. A Chair in the Sky 6:42
(lyrics by Joni Mitchell, music by Charles Mingus)
• 05. The Wolf That Lives in Lindsey 6:35
• 06. I's a Muggin' (Rap) 0:07
• 07. Sweet Sucker Dance 8:04
(lyrics by Joni Mitchell, music by Charles Mingus)
• 08. Coin in the Pocket (Rap) 0:11
• 09. The Dry Cleaner from Des Moines 3:21
(lyrics by Joni Mitchell, music by Charles Mingus)
• 10. Lucky (Rap) 0:03
• 11. Goodbye Pork Pie Hat 5:37
(lyrics by Joni Mitchell, music by Charles Mingus)

All tracks written by Joni Mitchell, except where noted.

Recorded at A&M Studios in Hollywood
by Henry Lewy and Steve Katz
Additional recordings at Electric Lady Studios in New York by Henry Lewy and Jerry Solomon
Mixed by Joni Mitchell, Henry Lewy and Steve Katz

Band:
Joni Mitchell – Guitar & Vocals
Jaco Pastorius - Bass, Horn Arrangement(09)
Wayne Shorter - Soprano Sax
Herbie Hancock - Electric Piano
Peter Erskine - Drums
Don Alias - Congas
Emil Richards - Percussion


Комментариев нет:

Отправить комментарий