пятница, 30 января 2026 г.

Белый, белый, белый пласт - на концепции горазд

В 1968 году ливерпульский вокально-инструментальный инсект-квартет «The Жуки» выпустили свой монструозный двойной безымянный альбом под названием «The Beatles»., на мутно-белой обложке, которого, не было ровным счетом никакого изображения. Лишь только сбоку кривая надпись «The Жуки» на английском языке в ливерпульской орфографии.

Жукоманствующие снобы и эстеты, и прочие сомнительные для полиграфа личности, были весьма недовольны таким вызывающим минимализмом и эдакой циничной лаконичностью. Как же так двойной пласт «Битлов» есть, а названия нет? Непорядок… Особенно после того, как годом ранее увидели свет пластинки с такими феноменальными заголовками, как «Духовой оркестр клуба одиноких душ им. сержанта Перца» и «Тайные колдовские гастроли».

И тут кому-то в голову пришла счастливая мысль: обложка альбома является концептуальным продолжением гениальной картины художника-супрематиста К.С. Малевича «Белый квадрат (Белое на белом)», которая впервые была представлена публике на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве весной 1919 года.
И вот с пронырливой руки некоего ушлого концептуалиста, безымянный двойник «Битлз» был назван «Белым альбомом», и это прозвище пошло гулять по свету без всякого зазрения совести. Есть, однако, подозрение (в том числе и у компетентных органов), что в качестве башковитого пиарщика выступил непосредственно сам жук Джон Леннон. Инкогнито, разумеется. Хотя конечно, все же вряд ли. Сложно представить, что интересы Джона Оновича вышли столь далеко, что докатились до Казимира Малевича.

А вот канадский двойник МакКартни, занявший место исчезнувшего жука Пола, тот, скорей всего мог. Он вообще темная лошадка, о нем мало, что широкой публике известно. В 1968 году тройка оставшихся оригинальных жуков (хотя не все из них были оригинальными во всех смыслах этого слова), завидуя творческим успехам дубль-пришельца, выдвинула ему безоговорочный ультиматум: возврат к гамбургской простоте рок-н-ролла и никакого паршивого концептуализма. Ну, что же воля ваша, - смиренно согласился МакКартни II. А сам подумал: «Чем бы жуки ни тешились…»

Чтобы утереть им творческий нос на их же собственном поле, и довести их стремление к упрощенчеству до белого каления и полного абсурда, дубль-инсект в качестве изящной шутки с двойным дном предложил тихой сапой троице своих оппонентов проект обложки, которая была с виду как бы проще некуда, но на самом деле тайно продолжала супрематизматическую концепцию, русско-советского поляка, родившегося в Киеве. К тому же альбом был двойником - это намек на то, что дубль-Пол тоже был двойником.

И тут мы подступаем к самому интересному. Слово “альбом” пришло в русский язык из французского. Равно, как и в староанглийский оно пришло оттуда же. Ведь в позадавние времена Англия была частью Франции, и тамошняя аристократия, как и досоветская знать, говорила исключительно по-французски. А до этого, и Франция, и Британия были колониями Римской империи. Поэтому нахватались латинских словечек выше ватерлинии. В латинском языке слово “album” означало “белый (чистый) лист для сбора подписей”. Латинское слово “albus” (белый) восходит к праиндоеврескому “albh” - “белый”. Отсюда: альбинос, альбатрос и Альбукерке (белый дуб).

Исходя из всего вышесказанного: «Белый альбом» - это «Белый белый». Или по-русски говоря - масло масленое. И тут остается только склонить свои бренные чресла перед великим Дублем ПМ. Ай, да Павел… Ай, да короед… Как гениально концептуально посмеялся над остальными недалекими инсектами. Тоже мне портовые тараканы. Захотели простоты? Получите. Распишитесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий