среда, 18 апреля 2018 г.

'Jewels and Binoculars' • The Music Of Bob Dylan ℗ 2001



Исполнитель: 'Jewels and Binoculars'
Страна: USA
Название альбома: The Music of Bob Dylan
Год выпуска: 2001
Этикетка: Another Side (of Jazz)
Жанр: Jazz, Contemporary Jazz
Формат: FLAC
Габариты: 288 MБ
Хронометраж: 00:54:56
Доступ: Yandex

Продолжаем начатую ранее антологию «Bob Dylan Songbook» (Песенник Боба Дилана), в которой мы рассматриваем долгоиграющие пластинки типа «гранд» (LP в натовской терминологии) состоящие целиком (или почти целиком) из кавер-версий песен легендарного американского барда-народника, а ныне лауреата Нобелевской премии в области литературы Боба Дилана. Великий Хурал сообщества «Песни дезертира» испытывает к Роберту Циммерману (эти данные значатся у певца в свидетельстве о рождении) особенно теплые чувства. И не только потому, что в шестидесятые, такие песни как «Blowin' in the Wind», «The Times They Are a-Changin’» и «Masters of War» стали гимнами протеста против империалистической войны во Вьетнаме и символом борьбы за гражданские права, но ещё и потому, что у этого выдающегося поэта-песенника, как выяснилось, российские корни. Его дедушка и бабушка по отцовской линии были родом из Одессы, а по материнской - из Виленской губернии. Впрочем, это всего лишь небольшое сентиментальное отступление.


Итак: очередной выпуск «Песенника». Четвертый по счету. Не совсем обычный, поскольку в этот раз он бессловесный. Джазовый. Инструментальный. Мы в большинстве своем привыкли, что в композициях Боба Дилана, текстам, поэзии, уделяется первоочередное, а порой и попросту главенствующее значение. И даже такой неспособный к иностранным языкам человек, как ваш покорный слуга, интуитивно понимает, выхватывая из вербального потока гневных дилановских манифестов, отдельные, знакомые со школьной скамьи, слова, что в данном случае речь идет о чем-то большем, нежели просто банальная песенная лирика. Тексты музыкальных композиций Дилана включают в себя широкую гамму влияний: социальных, политических, философских и литературных. В своих трехминутных песенных повествованиях главный «менестрель двадцатого века» затрагивает серьезные темы, которые волнуют его поколение, и мимоходом, играючи, смешивает их с интеллектуальной «высокой поэзией», нарушая тем самым все существующие неписанные правила шоу-бизнеса. Пожалуй, творчество Дилана можно смело уподобить атомному ледоколу, разломавшему вдребезги многометровый устоявшийся лёд в океане поп-музыки. Следом за ним, по проложенному фарватеру двинулись Нил Янг, Джонни Кэш, Леонард Коэн, Брюс Спрингстин, Патти Смит и многие, многие другие авторитетные ныне авторы. Да и пресловутые ливерпульские «жучки», возомнившие о себе не весть что от непрерывной патоки в свой адрес, услышав впервые «бронебойную» лирику Дилана, ощутили себя словно юниоры, внезапно очутившиеся на ринге перед чемпионом мира по боксу в тяжелом весе.


И тут, наверное, настало самое время представить героев этого выпуска. Американское джазовое трио «'Jewels And Binoculars'» в составе: Линдси Хорнер (Lindsey Horner) – контрабас; Майкл Мур (Michael Moore) – саксофон; Майкл Вэтчер (Michael Vatcher) – ударные инструменты. Название формации «'Jewels And Binoculars'» в переводе на русский язык означает «Драгоценности и бинокли». Оно было позаимствовано музыкантами из текста песни Боба Дилана «Visions of Johanna»: «Oh, jewels and binoculars hang from the head of the mule / But these visions of Johanna, they make it all seem so cruel» (О, драгоценности и бинокли висят на шее у осла / Но эти образы Джоанны, всё делают таким жестоким).


В течение многих лет это джазовое трио с любовью исполняет инструментальные вариации песен Боба Дилана, не используя при этом ни гитару, ни губную гармонику. Они не лезут из шкуры вон, чтобы сделать музыкальные полуфабрикаты, позаимствованные из творческой копилки певца гармонически более сложными, нежели они есть на самом деле, и в то же время не напрягаются, чтобы постоянно заставлять свои инструменты следовать вокальным фразам Дилана. Троица находит в репертуаре знаменитого барда то, что им по душе, и, не особенно трепеща перед его авторитетом, оставляет за собой право интерпретировать его музыку на свое усмотрение – порой с довольно сдержанной отстраненностью, а порой широко и привольно, с нескрываемой от посторонних глаз теплотой и интимностью.


В свое время Артемий Троицкий справедливо заметил, что музыканты разных направлений любят исполнять песни Боба Дилана, поскольку сам певец, ставя текст во главу углу, довольно-таки наплевательски относится к аранжировке собственного музыкального материала. Он словно бы лишь обрабатывает имеющиеся у него, гармонически не особенно сложные, песенные заготовки грубым рашпилем, не тратя время и лишних усилий на обработку деталей тонким надфилем. Поэтому помимо непосредственно текста, возможность проявить свой талант и стать музыкальным соавтором, или просто подручным Великого Мастера, привлекает музыкальных художников всех мастей к его песенному наследию.


В данном случае, даже полный отказ от песенной лирики не превращает простоватый музыкальный фундамент песен Дилана в высохшее, бесплодное дерево, лишенное какой-либо растительности и признаков внутренней жизни. Это наглядно свидетельствует о том, что внутренний потенциал музыкальной составляющей песен Дилана, несмотря на их внешнюю одномерность гораздо шире и глубже, нежели можно представить при первом приближении. И тут невольно закрадывается крамольная мысль о проведении параллелей между бардами заокеанского «разлива» и местного. Даже сложно представить каким грандиозным фиаско мог бы обернуться подобный джазовый эксперимент в случае обращения к песенному наследию Владимира Высоцкого или Галича, например. Впрочем, классические французские шансонье тоже с музыкальной точки зрения, отнюдь, не подарок. Но это тема для отдельного исследования.


Tracks:
• 01. I Pity The Poor Immigrant 5:47
• 02. Fourth Time Around 4:15
• 03. Visions Of Johanna 5:03
• 04. Dark Eyes 5:44
• 05. Two Soldiers 8:12
(Traditional)
• 06. Highway 61 Revisited 4:39
• 07. With God On Our Side 4:00
• 08. Dear Landlord 6:52
• 09. Sign On The Window 3:35
• 10. Percy's Song 4:05
• 11. Boots Of Spanish Leather 2:41

Composed By Bob Dylan (01-04, 06-11)

Produced by Dick Lucas & Paul Harvey

Recorded At Studio Odeon, Brussels & Grand Theatre, Groningen
Recorded By Michel Huon

'Jewels and Binoculars':
Michael Moore - Alto Saxophone, Clarinet, Bass Clarinet, Melodica, Bells
Lindsey Horner – Double Bass
Michael Vatcher – Percussion


1 комментарий: