О том, что диск «Conquest», выпущенный в свет британской группой «Uriah Heep» в 1980 году – альбомчик дрянной, слов было сказано, наверное, уже предостаточно. Добавить свои пять копеек к этой обширной коллекции крепких выражений, получится вряд ли. Так, что сосредоточимся на плюсах, если конечно нам удастся обнаружить что-либо комплиментарное в тринадцатом по счету полноформатном музыкальном послании британского коллектива неблагодарному человечеству. Поскольку число тринадцать издавна считается «шайтановой дюжиной», приносящей несчастье, то понятно, что вкупе со зловещим названием группы «Урия Гип» (злодей и моральный урод, персонаж романа Чарльза Диккенса «Давид Коппперфильд»), от пластинки, изданной под этим порядковым номером, приходится ждать позитивных вибраций не больше, чем от вечера в пятницу тринадцатого после наступления сумерек. Ведь даже первоклассники знают, что с параскаведекатриафобией шутки плохи. Однако, мы, несмотря на всю непосильность задачи, все же попробуем, насколько это, возможно, взглянуть в поисках потенциальных достоинств, на этот звуковой опус под новым углом.
Как театр начинается с вешалки, так и любой альбом начинается с обложки, поэтому первое, что бросается в глаза, когда берешь пластинку «Conquest» в руки – это стильная монохромная фотография на лицевой стороне диска (автор Мартин Пул), пародирующая постановочную фотографию Джо Розенталя «Водружение флага над Иводзимой», сделанную им 23 февраля 1945 года, когда шестеро военнослужащих США подняли американский флаг над горой Сурибати, во время битвы за принадлежащий Японии крохотный вулканический островок в Тихом океане. Фотография была в пропагандистских целях широко растиражирована в средствах массовой информации Америки и стала единственным фотоснимком, удостоенным «Пулитцеровской премии за выдающуюся фотографию» в год публикации кадра. В отличие от Иводзимы, где в установке флага участвовало шесть человек, со своим стягом музыкантам «Uriah Heep» удалось справиться впятером, тогда, как для того чтобы водрузить Знамя Победы над Рейхстагом в поверженном нацистском Берлине, требуется, как правило, не более двух бойцов Красной Армии. Пальма первенства в идее поместить пародию на снимок «Водружение флага над Иводзимой» на конверт рок-пластинки, принадлежит, однако не музыкантам ансамбля «Uriah Heep» - декадой ранее это сделала группа «Canned Heat». На обложке своего альбома «Future Blues», коллектив установил, предварительно облачившись в скафандры, перевернутый американский флаг на поверхности Луны, намекнув тем самым, что никакая высадка экипажа «Апполона-11» на грунт спутника Земли не производилась, а все киносъёмки, фотографии и другие материалы экспедиций были сфальсифицированы правительством США. Радикально настроенные американские патриоты, поднимающие поутру звездно-полосатую хоругвь на лужайке перед домом, восприняли перевернутое полотнище флага, как циничное надругательство над национальной святыней и публичный вызов Америке, как оплоту свободы и демократии во всей обитаемой части Вселенной. В результате крупные торговые сети, такие как «Woolworth’s», «K-Mart» и «Sears» отказались продавать крамольную пластинку в своих магазинах. Ну, хоть на кострах не жгли, и то ладно. Однако вернемся к музыкальному детищу «Uriah Heep», которое как мы помним, называется «Conquest», что в переводе на русский язык означает «завоевание, победа». Дав столь помпезное название своему очередному диску, музыканты «Урии Гип» показали, что они не лишены чувства самоиронии, столь редко встречающегося у звезд рок-музыки, зачастую полностью потерявших связь с объективной реальностью. С присущим жителям Островной Империи тонким английским юмором они намекнули на существование ряда параллелей между событиями на Иводзиме и их собственной музыкальной биографией. Также как из шести человек водрузивших флаг над Иводзимой (пятерых морских пехотинцев США и одного санитара ВМС США) в живых остались только трое, точно так же и из пятерых отцов основателей музыкальной группы «Uriah Heep» к моменту выхода альбома «Conquest» в составе осталось лишь двое: клавишник Кен Хенсли и гитарист Мик Бокс. К тому же в личном составе группы к этому времени сменилось уже девять музыкантов. Так что в ходе битвы за свою музыкальную Иводзиму, коллектив понес значительные персональные потери. С горькой иронией «Урия Гип» озаглавил свою тогдашнюю новую работу «Победа», поскольку понимал, что досталась она слишком высокой ценой и это была своего рода Пиррова победа. Еще одна такая победа и коллектив просто перестанет существовать. Кроме того, несмотря на отрицание данного исторического факта официальным Вашингтоном, вершина, вскоре после контрнаступления небольшого отряда японских воинов, была ими отвоевана, и потомки самураев водрузили на горе Сурибати японское знамя, захватив американский флаг в качестве военного трофея. Подняв стяг с надписью «Uriah Heep» на гребне завоеванной коллективом территории, музыканты группы понимали, что по причине царящего внутри их подразделения творческого хаоса, взятый с боем коммерческий плацдарм вскоре придется оставить, а гордо реющий штандарт попадет в руки противников мечтающих сбросить их с господствующих высот.
Теперь о музыке. Среди немногих плюсов, которые можно обнаружить на этой записи с помощью микроскопа, стоит отметить мощный, выразительный голос певца Джона Сломана, его динамичную, слегка приблюзованную манеру пения, его интонационную эквилибристику и эластичную гибкость голоса, особенно заметную по сравнению с манерной прямолинейностью предыдущего вокалиста, подвизавшегося до зачисления в «Uriah Heep» в ряде сомнительных поп-проектов и оттолкнувшего от группы своей подспудной «томджонсовостью» старых поклонников. После записи Джоном Сломаном в 1977 году альбома «Firing on All Six» в составе уэльской команды «Lone Star» музыкальная пресса начала дружно превозносить его в качестве нового Роберта Планта, оказав ему тем самым «медвежью услугу», низведя, несмотря на наличие яркой индивидуальной манеры исполнения, всего лишь в разряд эпигонов ведущего вокалиста «Led Zeppelin». Помимо изумительной вокальной манеры нового певца «Uriah Heep», стоит также отметить в качестве плюса удивительное попадание друг в друга голосов Сломана и бас-гитариста Тревора Болдера, которые при удачном стечении обстоятельств могли бы составить превосходный вокальный тандем, наподобие легендарной связки Ковердейл-Хьюз, не напорись они на полную творческую импотенцию выживших из ума после кадрового катаклизма уриягиповцев. Инструментальное сопровождение на альбоме «Conquest», мягко говоря, оставляет желать лучшего. По идее эта звуковая халтура, годная лишь для меткого броска в мусорный контейнер, не имела ровным счетом никакого шанса на успех - ан, нет - высоколобые британские островитяне считали по другому. Эксперты из "Record Mirror" поставили альбому пять звезд, а Джефф Бартон из "Sounds" - три с половиной. Не отставала от интеллектуалов из музпрессы и простая англосаксонская публика: раскупали эту звуковую поделку с невиданным прежде энтузиазмом. В отличие от трех предыдущих студийников с Джоном Лотоном в качестве певца, которые не смогли даже попасть в британские чарты, "Conquest" приподнялся до 37-й позиции, оставив по достигнутым результатам такой классический альбом коллектива, как "Look At Yourself" (#39), не говоря уже не говоря уже о довольно неоднозначном диске "High And Mighty" (#55). Понятно, что, живя на столь плотно необитаемом острове, как родина Агаты Кристи, поневоле, в отрыве от основной цивилизации, начинаешь слетать с катушек. И прежде чем доктор назначит галоперидол и спросит тебя, чем отличается птица от самолета, ловишь себя на том, что, не отдавая отчета, начинаешь пробовать на вкус звуковое содержимое всех мусорных бачков без разбора. Недаром индийская мудрость гласит: «Только бешеные собаки и англичане выходят на полуденное солнце». Хотя это, наверное, все же о другом.
Как театр начинается с вешалки, так и любой альбом начинается с обложки, поэтому первое, что бросается в глаза, когда берешь пластинку «Conquest» в руки – это стильная монохромная фотография на лицевой стороне диска (автор Мартин Пул), пародирующая постановочную фотографию Джо Розенталя «Водружение флага над Иводзимой», сделанную им 23 февраля 1945 года, когда шестеро военнослужащих США подняли американский флаг над горой Сурибати, во время битвы за принадлежащий Японии крохотный вулканический островок в Тихом океане. Фотография была в пропагандистских целях широко растиражирована в средствах массовой информации Америки и стала единственным фотоснимком, удостоенным «Пулитцеровской премии за выдающуюся фотографию» в год публикации кадра. В отличие от Иводзимы, где в установке флага участвовало шесть человек, со своим стягом музыкантам «Uriah Heep» удалось справиться впятером, тогда, как для того чтобы водрузить Знамя Победы над Рейхстагом в поверженном нацистском Берлине, требуется, как правило, не более двух бойцов Красной Армии. Пальма первенства в идее поместить пародию на снимок «Водружение флага над Иводзимой» на конверт рок-пластинки, принадлежит, однако не музыкантам ансамбля «Uriah Heep» - декадой ранее это сделала группа «Canned Heat». На обложке своего альбома «Future Blues», коллектив установил, предварительно облачившись в скафандры, перевернутый американский флаг на поверхности Луны, намекнув тем самым, что никакая высадка экипажа «Апполона-11» на грунт спутника Земли не производилась, а все киносъёмки, фотографии и другие материалы экспедиций были сфальсифицированы правительством США. Радикально настроенные американские патриоты, поднимающие поутру звездно-полосатую хоругвь на лужайке перед домом, восприняли перевернутое полотнище флага, как циничное надругательство над национальной святыней и публичный вызов Америке, как оплоту свободы и демократии во всей обитаемой части Вселенной. В результате крупные торговые сети, такие как «Woolworth’s», «K-Mart» и «Sears» отказались продавать крамольную пластинку в своих магазинах. Ну, хоть на кострах не жгли, и то ладно. Однако вернемся к музыкальному детищу «Uriah Heep», которое как мы помним, называется «Conquest», что в переводе на русский язык означает «завоевание, победа». Дав столь помпезное название своему очередному диску, музыканты «Урии Гип» показали, что они не лишены чувства самоиронии, столь редко встречающегося у звезд рок-музыки, зачастую полностью потерявших связь с объективной реальностью. С присущим жителям Островной Империи тонким английским юмором они намекнули на существование ряда параллелей между событиями на Иводзиме и их собственной музыкальной биографией. Также как из шести человек водрузивших флаг над Иводзимой (пятерых морских пехотинцев США и одного санитара ВМС США) в живых остались только трое, точно так же и из пятерых отцов основателей музыкальной группы «Uriah Heep» к моменту выхода альбома «Conquest» в составе осталось лишь двое: клавишник Кен Хенсли и гитарист Мик Бокс. К тому же в личном составе группы к этому времени сменилось уже девять музыкантов. Так что в ходе битвы за свою музыкальную Иводзиму, коллектив понес значительные персональные потери. С горькой иронией «Урия Гип» озаглавил свою тогдашнюю новую работу «Победа», поскольку понимал, что досталась она слишком высокой ценой и это была своего рода Пиррова победа. Еще одна такая победа и коллектив просто перестанет существовать. Кроме того, несмотря на отрицание данного исторического факта официальным Вашингтоном, вершина, вскоре после контрнаступления небольшого отряда японских воинов, была ими отвоевана, и потомки самураев водрузили на горе Сурибати японское знамя, захватив американский флаг в качестве военного трофея. Подняв стяг с надписью «Uriah Heep» на гребне завоеванной коллективом территории, музыканты группы понимали, что по причине царящего внутри их подразделения творческого хаоса, взятый с боем коммерческий плацдарм вскоре придется оставить, а гордо реющий штандарт попадет в руки противников мечтающих сбросить их с господствующих высот.
Теперь о музыке. Среди немногих плюсов, которые можно обнаружить на этой записи с помощью микроскопа, стоит отметить мощный, выразительный голос певца Джона Сломана, его динамичную, слегка приблюзованную манеру пения, его интонационную эквилибристику и эластичную гибкость голоса, особенно заметную по сравнению с манерной прямолинейностью предыдущего вокалиста, подвизавшегося до зачисления в «Uriah Heep» в ряде сомнительных поп-проектов и оттолкнувшего от группы своей подспудной «томджонсовостью» старых поклонников. После записи Джоном Сломаном в 1977 году альбома «Firing on All Six» в составе уэльской команды «Lone Star» музыкальная пресса начала дружно превозносить его в качестве нового Роберта Планта, оказав ему тем самым «медвежью услугу», низведя, несмотря на наличие яркой индивидуальной манеры исполнения, всего лишь в разряд эпигонов ведущего вокалиста «Led Zeppelin». Помимо изумительной вокальной манеры нового певца «Uriah Heep», стоит также отметить в качестве плюса удивительное попадание друг в друга голосов Сломана и бас-гитариста Тревора Болдера, которые при удачном стечении обстоятельств могли бы составить превосходный вокальный тандем, наподобие легендарной связки Ковердейл-Хьюз, не напорись они на полную творческую импотенцию выживших из ума после кадрового катаклизма уриягиповцев. Инструментальное сопровождение на альбоме «Conquest», мягко говоря, оставляет желать лучшего. По идее эта звуковая халтура, годная лишь для меткого броска в мусорный контейнер, не имела ровным счетом никакого шанса на успех - ан, нет - высоколобые британские островитяне считали по другому. Эксперты из "Record Mirror" поставили альбому пять звезд, а Джефф Бартон из "Sounds" - три с половиной. Не отставала от интеллектуалов из музпрессы и простая англосаксонская публика: раскупали эту звуковую поделку с невиданным прежде энтузиазмом. В отличие от трех предыдущих студийников с Джоном Лотоном в качестве певца, которые не смогли даже попасть в британские чарты, "Conquest" приподнялся до 37-й позиции, оставив по достигнутым результатам такой классический альбом коллектива, как "Look At Yourself" (#39), не говоря уже не говоря уже о довольно неоднозначном диске "High And Mighty" (#55). Понятно, что, живя на столь плотно необитаемом острове, как родина Агаты Кристи, поневоле, в отрыве от основной цивилизации, начинаешь слетать с катушек. И прежде чем доктор назначит галоперидол и спросит тебя, чем отличается птица от самолета, ловишь себя на том, что, не отдавая отчета, начинаешь пробовать на вкус звуковое содержимое всех мусорных бачков без разбора. Недаром индийская мудрость гласит: «Только бешеные собаки и англичане выходят на полуденное солнце». Хотя это, наверное, все же о другом.
Да неплохой альбом,на 4 !Помню смутно но вроде 82 и 83 уже полные дрова
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, после ухода певца Дэвида Байрона из группы - это уже не совсем "Юрай Хип". А после ухода Хенсли в 1980-м - это уже совсем не "Юрай Хип". Так, что диски после "Conquest" я рассматриваю лишь как "Mixck Box Band". Тем не менее странно, что именно этот диск практически официально признан самым худшим творением "Хипа". Диски 82, 83 - действительно, по сравнению с ним полные дрова. Видимо на момент выхода 13 альбома еще не все иллюзии связанные с юрашами были в полной мере изжиты. Хотя на мой взгляд альбом действительно слабый, поскольку большинство материала было написано под Джона Лотона, и сломану пришлось перепеть чужие вокальные партии, а это не самый вдохновляющий фактор для самореализации.
ОтветитьУдалить