воскресенье, 3 января 2021 г.

Обложки альбомов «Deep Purple» 1968-1975 годов, с точки зрения художественного дилетанта

Британский вокально-инструментальный рок-ансамбль «Deep Purple» существовал в период с 1968 по 1975 годы. За это время коллектив записал 10 студийных долгоиграющих пластинок и в нем сменились 4 контингента музыкантов. Хотя, отдельные пуристы «Deep Purple», принципиально заявляют, что группа завершила свое существование после распада первого контингента, но мы не будем столь радикальны к «Темному пурпуру» (так с английского на классический русский переводится название этого неформального рок-объединения) и рассмотрим с точки зрения художественного дилетанта обложки всех их альбомов, выпущенных со дня создания группы в 1968 году до момента окончательной дезинтеграции формации в 1975 году. Потом, конечно, то тут, то там, будут возникать разного рода псевдо-Пурпуры, но они будут настолько бледными по сравнению с настоящим, истинно темным, что не будем брать их в расчет, чтобы банально не заниматься профанацией творчества этой, действительно очень талантливой группы.


• Shades of Deep Purple ℗ 1968

Дебютный альбом группы. Трудно ждать от стартового диска каких-нибудь особенных художественных изысков. Как правило, оформление ограничивается простенькой фотографией коллектива на лицевой стороне конверта – должна же публика знать, как выглядят их потенциальные любимцы. Или, наоборот, мишени для тухлых помидоров. Справедливости ради, нужно отметить, что первый альбом «Темного пурпура» выглядит вполне прилично – просто и со вкусом.
Американское издание

Фотография разодетых в пух и прах музыкантов на багряном фоне выполнена в духе калейдоскопической эпохи конца шестидесятых. Психоделическая эра как-никак, время «Хиппующего Лондона». Для фотографического сеанса группа накупила баснословно дорогих шмоток в модном магазинчике «Мистер Рыба», расположенного в британской столице. Обложка вполне себе симпатичная и позитивная, все очень мило. Утверждают, что оформление обошлась в полмиллиона долларов. Врут, конечно, но все равно впечатляет. Дизайнер – Лес Вайсбрих.



• Book of Taliesyn ℗ 1968

Американская фирма грамзаписи «Tetragrammaton», с которой у «Темного пурпура» был подписан издательский контракт, решила привлечь к музыке группы внимание огромной аудитории североамериканских хиппи, которые задавали в то время тон передовой части музыкальной индустрии. Второй полноформатный диск был озаглавлен «Книги Талиесина» - по названию валлийской рукописи первой половины XIV века, которая включала в себя древние валлийские поэмы, приписываемые, жившему в VI-м веке поэту Талиесину. Для оформления обложки подключили британского художника-иллюстратора Джона Вернона Лорда (в родственных связях с клавишником группы Джоном Лордом замечен не был), и он при помощи пера и цветной туши нарисовал за 30 фунтов стерлингов свою первую и последнюю обложку для рок-альбома. Записанную на альбоме музыку Джон Вернон не слышал, а черпал вдохновение в непосредственно в самой «Книге Талиесина». Оригинал автору так и не вернули. Обложка, на мой взгляд, получилась хорошая, в духе эпохи короля Артура.



• Deep Purple (April) ℗ 1969

Находясь на грани банкротства, фирма грамзаписи «Tetragrammaton» по инерции продолжила отчаянную борьбу за привлечение внимания к творчеству «Пурпура» волосатой аудитории Америки, разместив, на сей раз, на лицевой обложке третьего альбома группы фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений» голландского художника Эпохи Возрождения Иеронима Босха, весьма популярного в среде хиппи. В первоисточнике картина цветная, но по причине закравшейся досадной административной ошибки, оригинал-макет напечатали монохромным. Недоразумение решили не исправлять, то ли из-за спешки, то ли из-за нехватки материальных средств. С моей точки зрения художественное оформление «Апреля» с использованием репродукции знаменитой картины - явная неудача группы, поскольку визуальная часть мало соответствует музыкальной составляющей этого, неординарного звукового полотна.


На этом заканчивается история музыкального контингента первого созыва «Deep Purple», альбомный дизайн пластинок, которого нельзя признать ни выдающимся, ни революционным, но в целом удовлетворительным для среднестатистической рок-группы того времени.




• Deep Purple In Rock ℗ 1970

Название эпохального альбома «Deep Purple In Rock» можно перевести и как, «Темный пурпур в стиле рок», и как «Темный пурпур в скале». Полная свобода для лингвистической двусмысленности. Оформление диска должно было визуализировать тонкую английскую игру слов. Для этого изобразили участников группы в виде барельефа, высеченного в монолитном скальном массиве. Монументальный пафос конверта пластинки не мог не произвести сокрушительного воздействия на податливое воображение юного отрока, коим я был когда-то, когда впервые воочию столкнулся с этим легендарным виниловым диском. Тогда, я еще не догадывался, что на «Пурпуре в скале» музыканты ансамбля пародируют известное далеко за пределами Америки языческое изваяние четырех президентов США, высеченное в горе Рашмор (горный массив Блэк-Хилс, Южная Дакота).
С годами, отношение к дизайну альбома в корне поменялось. Сейчас я думаю, что «Темный пурпур в скале» - самое неряшливое альбомное оформление за все время существования группы. Грубая аляповатая надпись «Deep Purple In Rock» на монотонном синем фоне режет глаза, также как и трафаретная недоделанность каменных изваяний музыкантов и плохо заретушированный фотомонтаж. Сырая работа на скорую руку, которую язык не поворачивается назвать халтурой, а надо. Нет, братцы, это вам не изящное художественное надувательство дизайнерской компанией «Hipgnosis» эстетствующих снобов, и не продуманный до мелочей полет фантазии в работах знаменитого художника-иллюстратора Роджера Дина, снискавшего себе славу и известность на ниве оформления рок-альбомов. Нет тут все проще – овсянка, сэр.



• Fireball ℗ 1971

Изящный альбом, изящная обложка. Явный шаг вперед по сравнению с предыдущим диском. «Fireball» - в переводе с британского языка означает «шаровая молния», «болид». Контингент второго созыва группы предстает перед слушателями пластинки в центре летящего яркого метеора, музыканты словно бы освещают холодный мрак безвоздушного пространства своим термоядерным творческим огнем. Просто, прямолинейно и без особых концептуальных затей. Впрочем, получилось вполне эффектно, так что, почему бы и нет? Вполне под стать хорошо прописанной музыке (какая приятная неожиданность!) и легкому налету экспериментальности этой студийной работы.



• Mashine Head ℗ 1972

То, что участники «Темного пурпура» не особенно «заморачиваются» над художественной концепцией оформления своих альбомов, после выпуска «Machine Head», становится ясно окончательно и бесповоротно. Снимок членов группы на фронтальной стороне альбома и простенькая идея дизайна, не требующая серьезных материальных затрат – вот визуальное кредо «Темного пурпура». Впрочем, в музыке было примерно то же самое – быстро и без затей. Для диска «Mashine Head» проштамповали название группы и альбома на полированном металлическом листе, а затем сделали фотоснимок отражения участников коллектива на этой металлической поверхности, предварительно слегка ее изогнув для легкой деформации изображения. Получилось остроумно и изобретательно. Пятерка с плюсом за находчивость. И результат отличный. Молодец фотограф по имени Шепард Шербелл – кстати его отражение можно заметить на снимке, чуть ниже слова «Head».



• Who Do We Think We Are ℗ 1973

Никакой диск и никакая обложка. Фотографии музыкантов «Пурпура» летящих посреди ночи над морем-океаном, то ли в мыльных пузырях, то ли в стеклянных елочных игрушках, накачанных смесью водорода и гелия для улучшения воздухоплавательных свойств, то ли еще каким-то газом неизвестного химического состава, используемого музыкантами для усиления творческого воображения. То ли парней несет куда-то по воле ветра в стеклянных колбах-одиночках, где каждый персонаж изолирован сам по себе, то ли мыльные пузыри группы вот-вот лопнут (что было недалеко от истины) – от лицезрения этой невнятной обложки должны, видимо были появляться подобные образы, но они не появляются, хоть ты тресни. Но может быть это даже и к лучшему. Как известно: кто ясно мыслит – ясно излагает. Внятно изложить заложенную в конверт идею у «Темного пурпура» на этом альбоме явно не получилось. Так, что кризис жанра налицо.



• Burn ℗ 1974

На насыщенной сочными цветами обложке участники группы третьего созыва предстают в виде зажженных декоративных стеариновых свечей, что видимо должно символизировать одновременно, и внутренний творческий огонь, и недолговечность нового контингента коллектива, и может быть даже - самопожертвование с которым они отдают свою жизнь на благо рок-н-ролла. Хотя сама по себе идея оформления альбома довольно простодушна, но результат на выходе получился отменный, так что стоит отнести дизайн диска к самым удачным визуальным находкам «Темного пурпура». Несмотря на некоторую внешнюю корявость букв слова «Burn» на конверте, которые своим видом видимо должны олицетворять языки свечного пламени.



• Stormbringer ℗ 1974

Название альбома «Громовержец» была вдохновлено одноименным романом Майкла Муркока, а в оформлении диска была использована отредактированная фотография торнадо, сделанная Люсиль Хандберг 8 июля 1927 года близ городка Джаспер (штат Миннесота). Этот винтажный снимок считается классикой фотографии.
Музыканты группы «Deep Purple» не были первыми, кто покусился на этот шедевр Люсиль Хандберг – то же самое фото было использовано в 1970 году для лицевой стороны диска «Bitches Brew» Майлза Дэвиса.
Обложка альбома «Stormbringer» - первый конверт долгоиграющего студийного диска «Пурпура», на лицевой стороне которого отсутствуют фотографические изображения участников ансамбля. И в этом его магнетическая сила. Несомненно, лучшая обложка альбома в дискографии «Deep Purple».



• Come Taste the Band ℗ 1975

И вновь торжество банальности. Трудно было бы, наверное, придумать более прямолинейную зрительную трактовку названия альбома «Попробуй группу на вкус». Впрочем, учитывая, что это последний записанный «Deep Purple» альбом, можно было бы и закрыть глаза на подобные мелочи. Но не получается. Детсадовское воспитание не позволяет.



• Эпилог

Закономерный итог. Бесславный конец великой группы. Finita la comedia.
Пусть хрустальный бокал и осадок на дне
Возвещают о дне наступающем мне.
Горьким это вино иногда называют,
Если так – значит, истина скрыта в вине!

© Омар Хайям



Комментариев нет:

Отправить комментарий